Сложный путь к созиданию

Статья «Сложный путь к созиданию»

 

          Осенью этого года начали мы с коллегой-психологом проводить семинары и тренинги в детском доме. Сделали все, как полагается: заключили договор с одним из московских детских домов, подготовили программу по адаптации детей-сирот к жизни после детского дома и пришли туда знакомиться с детьми. Решили начать с девчонок, группа собралась от 12 до 18 лет. На первом занятии было знакомство с ребятами. Мы представились и попросили их рассказать о себе, девочки были очень зажаты, сидели или полулежали, скрестив руки на груди, настроены были довольно агрессивно.  Мы старались их разговорить, но это было не так просто. Некоторые девочки охотно рассказывали о своих увлечениях, но многие просто сухо называли имена. Мы предложили каждой нарисовать образ себя, а потом нарисовать себя глазами других, в процессе рисования им пришлось разжать скрещенные руки и взять бумагу и карандаши, процесс пошел. Девочки начали улыбаться, смеяться над своими рисунками, хихикать, я активно предлагала им карандаши разных цветов, они начали осторожно брать их из моих рук, потом начали меняться со мной карандашами, потом начались команды: «Зеленый!», я давала зеленый карандаш, потом «желтый!», я давала желтый, и так далее. В этот день мы смогли продержаться на «поле боя» час сорок. Это был прогресс, так как нам сказали, перед тем как мы начали занятие, что девочки могут вставать, ходить, уйти в свою комнату, потом вернуться, но они все слышат. Мы были приятно удивлены, что из всех ходила туда-сюда только одна, да и то в конце занятия. В общем, расставались мы довольные друг другом. Пообещав, что на следующем занятии расскажем про имидж, мы ушли.

            Следующая наша встреча снова началась с недовольства девочек тем, что мы пришли и отвлекли их от важных дел, каких именно история умалчивает. Но мы были настойчивы и непреклонны, и уходить так просто не собирались. Моя коллега Анастасия начала занятие по имиджу, на нем мы рассказывали, как правильно преподносить себя.

Объясняли, что психика человека носит программируемый характер. И есть два способа воздействия на людей: «способ убедить» и «способ понравиться». А воздействовать на людей приходится повсеместно – и разговаривая с чиновниками, и устраиваясь на работу, и завязывая личные отношения… И воздействовать на других с помощью имиджа -  наиболее эффективный способ.

Имидж – это публичный образ в целом, это то, как нас воспринимают другие.  Имидж создается под конкретную цель, задачу, период жизни. Приводим пример: девушка пришла устраиваться на работу в банк в джинсах и лыжном свитере. Спрашиваем у девчонок: «На месте директора банка вы бы ее взяли? Чтобы потом увидеть в клиентском отделе мадам, которая спустилась с Эльбруса, поставила лыжи у печки, и прибежала быстренько вас консультировать по вопросам кредита.

- Главное, чтобы специалист был хороший, грамотный, – возражают нам.

- Конечно, грамотность никто не отменял. Но разве грамотный специалист позволит себе демонстрировать неуважение к клиенту? Ведь у всех нас существует стереотип банковского работника.  Если образ ему не соответствует, то клиент может ощущать нервозность.

- Нервозность из-за свитера? - нам не верят.

-А как же! Представьте, что вам предстоит операция. И вас знакомят с хирургами. Один благообразный дядечка в белом халате, седой бородкой, аккуратно подстриженный.  А другой – средних лет с длинным хвостом, тремя серьгами в ухе и татуировками. К кому пойдете?

- К дядечке!! – это было единодушное мнение.

Рассказывали, что самое главное, необходимо ответить на вопрос: для чего мы строим свой имидж? Кому? Какая цель? И в имидж входит  не только  внешнее восприятие.  Это еще и поведение, речь, интеллект, окружение. Это умение создавать о себе легенду.  Не просто «продавец  металлопроката», а начальник отдела продаж крупнейшей немецкой компании.

И, главное в имиджевой композиции - соразмерность, пропорциональность, сохранение баланса, без перекосов в материальную или духовную сторону.

Умение грамотно себя подать ценилось в любое время, в любом проявлении. Этому нужно учиться, а ребятам из детских домов – особенно. Ведь не секрет, что в нашем обществе существуют стереотипы, что если человек из детского дома или неблагополучной семьи, то он пропащий.  Не умеет общаться, одеваться, не любит учиться, склонен к девиантному поведению.

Поэтому, так важно научить ребят грамотно представлять себя.  Как говорится, у нас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. Ведь именно восприятие создает реальность.   

Иногда, к сожалению, ребятам не хватает собственных эстетических ресурсов для построения  имиджа. Не хватает эмоционального разнообразия, языковой компетентности. Поэтому мы  обратили внимание и на пользу чтения.

Удивительная вещь! В советское время хороших книг было не достать – читали много. Сейчас только в интернете можно скачать почти все существующие ныне произведения. Это если не считать библиотек и книжных магазинов, ассортимент которых поражает разнообразием. И мало читают. Нет привычки, мотивации? А ведь именно чтение способствует обогащению словарного запаса, учит грамотно говорить, без речевых зажимов.  На своих занятиях мы, конечно, постарались объяснить все плюсы  читающего человека, рекомендовали литературу, подарили каждой книгу Александра Гезалова «Просто о сложном», ему отдельная благодарность за то, что написал этот ценный материал и подарил нам. Спрашивали потом, книгу Александра Гезалова все девчонки  прочли, ну еще бы, их будущее в ней.  

Долго рассказывали о красоте быта – особенно уязвимом вопросе.  Социальное окружение накладывает отпечаток на личность в целом. А умение организовать быт – это  необходимое свойство адаптации к окружающему миру.

В детских домах этому не учат, к сожалению. Но, когда человек выходит во взрослый мир, первое, с чем он сталкивается – это с умением (или неумением) грамотно организовать пространство вокруг себя.  Будь то общежитие, комната, или  своя семья.

Прощались довольные друг другом. Девчонки узнали много нового и полезного для себя, и были этому рады. Мы смогли изменить их представление о том, как тебя воспринимают окружающие, научили,  как производить благоприятное впечатление на окружающих.

            Когда прощались, мы с надеждой в голосе спросили: «Может на следующем занятии поговорим о том, как найти свой путь в жизни?», на что нам ответили: «Нет, нам интересно про мальчиков!» Мы расстроились, но решили, что взаимоотношения полов, тоже хорошая тема, так как все мы знаем, что воспитанницы детских домов еще до выпуска беременеют и рожают детей, чаще всего отдавая их в дом малютки навсегда.

             Следующая наша встреча опять началась с недовольства, за неделю они от нас отвыкли, и пришлось снова налаживать с ними контакт. Но мы не отчаивались, в надежде, что когда-нибудь они к нам привыкнут, и мы сможем проводить с ними более серьезную психологическую работу. Но сегодня мы говорили о взаимоотношении полов.

Подробно рассказывать не буду, опишу свои наблюдения в поведении девчонок. Сегодня половина из них уткнулись в телефоны, две девочки все время ходили туда-сюда, все болтали между собой, мешая другим слушать, иногда они замолкали, вслушиваясь в то, что мы говорим, иногда отвечали на наши вопросы, делились собственным опытом. В целом все было хорошо, но меня не покидала мысль о том, что это мы, зная, особенности их поведения, закрываем глаза на то, что они ходят, болтают и так далее. Но когда они покинут стены детского дома, никто не потерпит такого поведения. Почему тогда воспитатели, зная это, позволяют им так себя вести и предупреждают не их, что придут взрослые люди и надо вести себя прилично, а нас, что эти дети будут так себя вести и к этому надо относиться нормально. После выпуска из детского дома воспитатели не смогут подходить к их профессорам в вузе, работодателям и другим людям с которыми ребятам придется общаться в жизни. Думаю, мы будем обсуждать с ними это, но чуть позже, когда их доверие к нам станет чуть больше, и они начнут прислушиваться. Но сейчас пока это будет воспринято как чтение морали.

              В заключении скажу, что очень надеюсь, что в скором времени мы сможем говорить с ними на более серьезные темы. И станем для них значимыми взрослыми, к кому они будут прислушиваться, чей опыт будут учитывать и наконец-то захотят задуматься о том, какой путь в жизни они хотели бы выбрать и какой дорогой пойти. И я надеюсь, что это будет путь созидания!

Автор статьи – Елена Прудникова

 


Что интересного на портале?