Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». О чем она? Часть вторая.

Каждая сказка - некий слоеный пирог смыслов. Давайте попробуем увидеть эти смыслы в «Аленьком цветочке». Понятно, что это то, что я разглядела. Приглашаю вас перечитать самим сказку и рассмотреть в ней свои смыслы.

Продолжение. Начало можно прочесть здесь https://www.b17.ru/article/131950/

Младшая дочь одевает кольцо на палец и перемещается в дворец зверя лесного. Осмотревшись внутри дворца, ни разу не удивившись (не верите, прочтите сами) выходит в «зелены сады», взяв цветочек с собой. Всё изобилие в палатах дворца, описываемое автором, не впечатляет девушку, не удивляет. Ни драгоценности в убранстве дворца, ни диковинки всевозможные, ничего.

Цитата из сказки. Одна палата была краше другой, и все краше того, как рассказывал честной купец, государь её батюшка родимый.

Что такое с девицей? Избалована родителем? Зла на обстоятельства? Ценности другие? Автор старательно описывает прелесть дворца, я как читатель впечатляюсь, а она спокойно, без эмоций обходит все комнаты, по пути попавшиеся, и идёт в сад. 



Цитата из сказки. И нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.

И только этому факту, наконец, удивилась младшая дочь купца. Вернувшись в палаты свои, начинает общаться с хозяином всего этого великолепия. Он читает её мысли. Он способен на это, как мы уже знаем. Для общения с девушкой свои мысли он показывает «словесами огненными» на стене, чему она нисколько не удивляется.

Цитата из сказки. «Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе пожелается, всё, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою».

Всяческое подчинение зверя лесного или же вот так, предвосхищение и выполнение желаний пленницы, служит цели его собственного спасения. Девица остается пленницей, хотя этот факт и отрицается чудищем, но при этом настроение её меняется, «села она за стол веселёхонька», «после сна встала она веселёшенька». Чему радуется? Важность собственную поняла? План побега придумала? С чудовищем веселее чем с сестрами?

Помните сюжеты про младших детей в истории, в сказках, в сериалах и мультфильмах. Шансов на наследство маловато, нужно искать другие способы для безбедной жизни. Лествичное право и майорат подталкивают младших на поиски других возможностей. Из того, что вспомнилось сразу: «Холодное сердце» - принц Ханс, «Аббатство Даунтон» - все дочери. Так что, возможно, дочь младшая увидела в ситуации средство для обхода незавидного будущего. И ситуация спасения для зверя лесного для неё тоже является выходом. Не только хозяин дворца заинтересован в установлении контакта, но и сама пленница этого хочет. К слову, бежать она так ни разу и не попыталась.

Двигаемся дальше. Общение продолжается, просьбы пленницы выполняются, в ответ хозяин получает благодарности.

Цитата из сказки. «Не зови ты меня госпожой своей, а будь ты всегда мой добрый господин, ласковый и милостивый. Я из воли твоей никогда не выступлю. Благодарствую тебе за всё твоё угощение. Лучше твоих палат высоких и твоих зелёных садов не найти на белом свете: то и как же мне довольною не быть? Я отродясь таких чудес не видывала.»

Вот и оттаяло сердце девушки, проснулись чувства. В ответ дарит она платок, вышитый собственноручно. И общение ей нравится: чаще ходит в зал она, где послания на стене появляются, и уже недостаточно читать на стене эти послания, а хочется услышать голос.

Цитата из сказки. «И возлюбляла она своего господина милостивого день ото дня, и видела она, что недаром он зовёт её госпожой своей и что любит он её пуще самого себя.»

Преодолевает собственные страхи красавица, хочет большего. Но «господин, ласковый и милостивый» знает, что голосом напугать может и оттолкнуть, поэтому не сразу соглашается, даёт укрепиться ей в собственном желании. И только, тогда голосом «страшным, диким и зычным, хриплым и сиплым», да ещё не в полную силу заговорил он. Как разумно! Он предъявился постепенно, она в ответ совладала со своим страхом и назвала «любимым господином». Вот он - добрым молодцам урок! В прямом смысле.

Цитата из сказки. «С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай, целый день - во зелёном саду на гуляньях, во тёмных лесах на катаньях и во всех палатах высоких.»

Само собой, дальнейшее развитие отношений предполагает следующие шаги, а именно - больше узнавать о друг друге, для сближения требуется «увидеть». О чем и просит девушка. Зверь лесной признается ей в любви и соглашается показаться полностью. Доверяет ей себя, даёт ей выбор - не хочет больше оставаться в дворце, может возвратиться к отцу и сестрам, кольцо теперь у неё под подушкой. «Не хочу я твоей неволи и муки вечной», - признается девушке. Откровенно говорит о том, что до сих пор не признавал, что некоторое время «госпожа» была на самом деле пленницей.

Это место запустило у меня долгий процесс размышлений. Да, вижу здесь обман и это возмущает. Следом задумываюсь о «принудительной изоляции» как о некотором необходимом действе. Предположим, оставаясь свободной, смогла бы дочь купеческая преодолеть страх и отвращение, не сбежала бы она от сложных переживаний? Сомневаюсь. Обычная картина в моей реальности - в начале терапии клиенты «не идут в чувства», избегают их, не справляются с ними, боятся собственных переживаний. Происходит, примерно, следующее - «Нет-нет, я не буду плакать, а то затоплю слезами ваш кабинет.» Прибыв во дворец, наша героиня проявляет мало чувств. Я описывала этот факт чуть выше. Так может быть и ей тоже нужны были особые условия для того, чтобы начать чувствовать и принимать себя такую.

Неволя в отдаленном дворце, вдали от родственников, в таком случае, даёт шанс красавице прожить те чувства, которые кажутся непереносимыми на первый взгляд, но при медленном их проживании приносят облегчение. Когда девушка «окрепла» и прошла некоторые этапы проживания и преодоления, зверь лесной даёт ей свободу, надеясь, что теперь её выбор не будет спонтанным. Так по сюжету и происходит. Опора на предшествующую внутреннюю работу помогает героине справиться с собственным страхом и «сердцем робким девичьим».

Цитата из сказки. «Показался ей лесной зверь, (...) гуляли они до ночи тёмной и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного (...) при свете солнышка красного и, хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх её совсем прошёл.»

Вот таким образом, терпеливо, не торопясь, приучил или приручил зверь лесной дочь купеческую к своему образу, к самому себе. Похвальное терпение! Приближаясь друг к другу в духовном смысле, важно не торопиться, важно видеть другого таким, какой он есть. Не наделять собственными фантазийными представлениями, а разглядеть настоящего, пусть непривычного, пусть пугающего в своей инаковости, но реального.

В этом месте сказки я остановлюсь. Мне снова видится поворот сюжета, поэтому я разделяю сказку и допишу в следующей статье, в третьей части.