Синтон-технология

Автор - Т.В.Гагин

Данная статья была опубликована в N 19/2000 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.

Предлагаемый материал обобщает опыт семинара «Практика ведения групп социально-психологического тренинга», который второй год проводится в Центре гуманитарных исследований «Эмбер» г. Уфы. В последнем, декабрьском номере «Школьного психолога» (см. № 48, 1999 г.) я прочитал весьма интересные рецензии на книгу Н.И. Козлова «Формула личности». Мне показалось, что в них проявилась тенденция отождествлять популярные (в разных смыслах этого слова) книги Н.И. Козлова с повседневной работой по Синтон-программе. А это не совсем верно. Насколько я знаю, это не вполне совпадает даже у самого Н.И. Козлова. На практике он более осторожен и взвешен, чем в литературном творчестве.

Работая на протяжении последних семи лет по разным тренинговым программам, в том числе и по Синтон-программе, общаясь с ведущими, с коллегами-психологами как в нашем городе, так и по всей стране (по почте), я могу свидетельствовать, что в реальности синтоновские тренинги (не претендующие, кстати, ни на коррекцию, ни тем более на терапевтическую работу) оказываются весьма полезными, удачными и вполне доступными для использования.

Я предлагаю материал (с достаточно подробным описанием практики и с примерами), в котором «спокойно-либерально» (слова коллег, которые тоже используют синтоновские методики и которым я отсылал текст для ознакомления-исправления) описывается реальное положение дел. Возможно, так мы успокоим многих и обратим внимание психологов на полезные стороны работы клубов «Синтон».

НЕОБХОДИМЫЕ УТОЧНЕНИЯ

Разговоры о том, что такое Синтон (и что Синтоном не является), идут уже давно. На мой взгляд, здесь два вопроса: что такое Синтон сегодня и чем он будет. Кстати, второй вопрос не тождественен вопросу «каким мы хотим видеть Синтон в будущем?» Практика всегда дает пинка теории, не так ли?

В каждом из этих вопросов есть свои уровни. Сегодня Синтон — это:

— программы семинаров и тренингов, включая Синтон-программу;

— ведущие тренингов и курсов;

— народ, который на тренинги ходит;

— организационная структура на местах;

— зарождающееся (15 лет – еще не срок) направление в групповой, шире — практической психологии.

Все это вместе я склонен называть Синтон-технологией, потому что главный вопрос, на мой взгляд, это — как Синтон работает и как сделать, чтобы он работал лучше.

СИНТОН СЕГОДНЯ

Существует несколько вариантов Синтон-программы. Во-первых, самый старый комплект (от «Контакт-группы» до «Сексологии»), который, я тому свидетель, остается вариантом сильным и работоспособным. Во-вторых, «Практическая психология на каждый день» Дмитрия Устинова. В-третьих, вариант, который был некогда назван «Синтон-95» — от «Трудных игр» до «Личной жизни». В-четвертых, «Синтон-98», отличающийся от остальных не только по названию и компоновке упражнений, но и по аспектам личностной направленности.

Начинающие ведущие воспроизводят программу весьма приблизительно (в поздних вариантах Синтона многое зависит от личностной позиции, опыта и человеческой глубины самого Козлова, а это уже не транслируется на 100%). Ведущие посильней и со стажем (и я тоже) обкатывают программу «под себя», чтобы она звучала и работала сильно и искренне.

Таким образом,

Синтон-программа реально существует в трех вариантах: в том, что ведет Николай Иванович; в том, что можно назвать копией (начинающее подражательство, и это неплохо — сначала надо так); в том, что делают из Синтон-программы опытные ведущие.

Все это и есть

Синтон-программа, поскольку она сохраняет то базовое и общее, что не пропадает, хотя по-разному преподносится и интерпретируется.

ОТ БЫТА К БЫТИЮ…

Если рассмотреть Синтон-программу в ее среднем виде, то есть не сдобренном классной (или, наоборот, неважной) работой ведущих, то в ней можно выделить следующие основные моменты.

В Синтон-программе присутствует поддерживающая атмосфера, стимулирующая человека, позитивно его оценивающая. Большая часть группы приходит на занятия именно за этим, за добрым и легким общением, за одобрением и поддержкой, шире — за тем умным и интересным, что не всегда можно найти в другом месте. И клуб это дает. Претензии ведущего на этакую гуруидальность и нетленные мысли попросту игнорируются.

У участников развивается критическое мышление: расшатываются дезадаптивные установки («заморочки»). Как это здорово формулирует Игорь Губерман:

Когда нас учит жизни кто-то,
Я враз немею:
Житейский опыт идиота
​​​​​​​Я сам имею.

Синтоновский народ знакомится с разной проблематикой – как психологической, так и морально-нравственной. Приобретается опыт постановки вопросов и опыт поиска ответов при знакомстве с многообразием чужих мнений и при анализе своего поведения в различных упражнениях. Амплитуда тем — от бытовых до бытийных (экзистенциальных). И Синтон-программа ответов не дает. По крайней мере, однозначных ответов.

Развивается культура и широта мышления. Естественно, не в абсолютном исчислении, а относительно того, с чем человек пришел. Что еще? Еще научение простейшим основам неконфликтного поведения и техническим штучкам, которые, оставляя в стороне вопросы «что?» и «зачем?», отвечают на старинный вопрос практической психологии «как?». Справедливости ради надо сказать, что доля таких вещей в Синтон-программе невелика. К чьей-то радости, к чьему-то неудовольствию, но это так.

Все? Нет, конечно, еще есть психология семьи и брака, психология мужчин и женщин, психология жизни и отношения к смерти, психология сексуальности и детско-родительских отношений, много чего еще есть. Но все это разнится в конкретном исполнении разных ведущих.

ЧТО У НАС ЕСТЬ ВСЕГДА

Всегда у нас есть:

— поддержка желания общаться с людьми и расти-меняться;

— помощь в развитии мышления и раскрытие широкого горизонта психолого-философских вопросов, на которые надо ответить себе в процессе личностного роста;

— часто встречающиеся варианты ответов — с упором на наиболее социально-полезные (в широком смысле), выявление потенциальных опасностей, плюсов и минусов разных выборов.

Вот что такое Синтон-программа в самой ее глубокой сути, над которой надстраиваются конкретные занятия, упражнения, техники и личность ведущих. Включая, кстати, и личность самого Николая Ивановича Козлова.

КОЗЛОВ И СИНТОН

Николай Иванович, разумеется, привносит много еще чего от себя. Но с того момента, как он провозгласил транслируемость (передаваемость) синтоновских методик, он и отказался (по факту, и не так важно, что нам кажется) от того, что он — единственный человек, кто определяет суть Синтон-программы. С этого момента она отделилась и живет своей жизнью. И теперь Козлов — это Синтон, но

— это не только Козлов. Это — направление в современной групповой психологической работе.

ВЕДУЩИЕ И ОРГСТРУКТУРА

Итак, мы имеем следующее.

  • Синтон-программу и сателлитные тренинги-курсы-семинары.
  • Синтон-ведущих и ведущих семинаров-курсов. Это может совпадать, а может и нет. Обычно в клубе есть как минимум Синтон-ведущий. Лучше, если не один.
  • В уже сложившийся клуб иногда приходят другие ведущие и что-то делают одноразово или регулярно (ребефинг, или веревочный курс, к примеру).

Возможен вариант, когда собственно Синтон-программу берут в дополнение к чему-то уже существующему. По-моему, тоже неплохо.

Понятно, что околосинтоновские ведущие могут появиться лишь возле сильных синтоновских ведущих. В противном случае синтоновские ведущие окажутся около чего-то еще. Так что вариантов Синтона тоже есть несколько:

— сильный клуб, где много чего есть;

— клуб, где несколько синтоновских групп (и ведущих);

— клуб, где групп несколько, но ведущий один;

— просто группа, она же и клуб;

— группа или группы при какой-то другой структуре.

В Синтоне занятия в группах бывают раз в неделю по 3—4 часа. Собственно, именно такие группы и составляют основу работы клуба. Остальное — вокруг, если есть. Структура занятий благодаря сценариям достаточно стандартизирована. Основные цели и задачи — тоже. Есть пояснительная записка к Синтон-программе, где тоже обозначены контуры.

Если же ведущий берет куски занятий и упражнения где ни попадя, в том числе и в синтоновских методичках, и сооружает что-то ему только ведомое, то он, возможно, молодец, но он — не синтоновский ведущий и его детище к синтоновским проявлениям, наверное, не относится. Это просто другое.

Таким образом, в клубе «Синтон» есть минимум один обученный ведущий группы по Синтон-программе (и сама группа), а максимум — другие ведущие, другие группы и дополнительные курсы тоже со своими ведущими. Причем среди дополнительных курсов могут быть и обучающие. В том числе и Синтон-ведущих. Если клуб попадает в это пространство, то это фактически Синтон-клуб на одной из стадий развития. Даже если он не заслужил формального права это имя носить. Вопрос о качестве стоит отдельно. Но это важный вопрос.

МАСТЕРСКАЯ И МАСТЕРА

Еще есть мастерская ведущих. Это не то же самое, что обучающие тренинги, хотя они на мастерской есть. Это то место, где не только виртуально и интеллектуально, а вживе встречаются те, кто воспроизводит Синтон не только количественно, но и двигает качественно. Где сталкиваются и сливаются идеи и где — это важно — появляются и растут профессионалы.

Кроме Козлова есть еще известные ведущие, но они известны в Синтоне, а не в большой психологии. И, хотя уже вышла книга Саши Любимова в серии НЛП, крупных фигур со своими значимыми различиями в подходе к Синтону еще нет. (Как, например, Юнг, Хорни, Фромм в психоанализе, Бандура и Скиннер в бихевиоризме, Гриндер, Бендлер, Аткинсон и Дилтц в НЛП, Райх, Лоуэн и Фельденкрайз в телесно-ориентированном подходе. Эти направления в психологии не умерли вместе с их основателями, потому что значимых фигур было больше одной-двух, были не только верные ученики, но и оригинальные и смелые мыслители.)

Полагаю, что сама природа Синтона не даст считать кого-то еретиком или отступником, и если мы хотим, чтобы Синтон стал серьезным психологическим направлением, то наша задача искать и поощрять тех, кто может его обогатить.

НАРОД В СИНТОНЕ

Тут надо сразу выделить главное: какие бы высокие и нравственные цели Синтон ни ставил, народ к нам идти не должен. Это мы ему — должны. И идти к народу мы должны с тем, что ему нужно, а не с тем, что нам нужно от него. А если наше добро приходится насаждать, а потом еще и удерживать силой, значит, мы делаем что-то не то. Потому что у него, народа, есть свои (и очень разные) ценности. Да, есть глобальные и главные: добро, мудрость, любовь, жизнь, свобода, путь и т.д. Но и они у людей — разные.

Забота Синтона в целом — чтобы его хватало не на всех вообще, а — в идеале — на всех тех, кому Синтон может быть полезен.

Народ приходит в Синтон, чтобы взять что-то для себя. За это он платит клубные взносы, доброжелательно относится к ведущим и порой помогает своему клубу или просто его любит. Но требовать всего этого как само собой разумеющегося человеческого «долга Синтону» — это несерьезно и для Синтона разрушительно.

Понятно, что вместе с те&#


Что интересного на портале?