Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность – все это характеристики нормального развития ребенка. И потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, с достаточно высокой такой потребностью, которая достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными или сверхподвижными.
Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, это часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, может складываться впечатление, что с него все «как с гуся вода». О таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Этот факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т.е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. И сами не испытывая боли в полной мере, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.
Выделяют комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей (по Гонееву А.Д.):
- беспокойные движения в кистях и стопах;
- неумение сидеть на одном месте;
- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- нетерпеливость;
- неумение доводить начатое до конца;
- очень быстрая переключаемость с одного на другое дело;
- болтливость;
- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
- спонтанность и необдуманность действий;
- суетливость;
- несформированность праксиса и мелкой моторики;
- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.
Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерна повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 мин) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 мин). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается сосредоточен, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работы в общегрупповом режиме.
Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это - специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.
Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка (автор – И.П. Брязгунов) включает следующие этапы:
- Ежедневно родители ставят перед ребенком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулируют цель четко и лаконично.
- Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребенка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными.
- По истечении дня родители вместе с ребенком должны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели.
- Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребенка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу и/или психологу.
- В случае достижения ребенком значительных достижений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.
Такая модель призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, ее рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.
Такая психокоррекционная работа (через обучение родителей и педагогов) должна идти параллельно с непосредственным психокоррекционным воздействием психолога и ребенка.
Анализ современных подходов к организации психокоррекционного процесса с участием детей с СДВГ позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Наиболее полная схема психологической коррекции (Брязгунова И.П., Касатикова Е.В., Лютова Е.К., Монина Г.Б.) включает:
Предлагаемые рекомендации по оказанию детям с СДВГ психологической помощи носят общий характер, обозначают необходимые направления, способы и приемы.
В каждом конкретном случае они должны быть систематизированы специалистом для оказания помощи ребенку и родителям.