Шоковая травма: крах жизни или выжил. Этапы психотерапевтической работы.

Шоковая травма: крах жизни или выжил. Этапы психотерапевтической работы.

Шоковая травма представляет собой опыт встречи с угрозой жизни, который невозможно интегрировать в психику сразу и еще очень долго, потому что этот опыт выходит за пределы возможностей психики. При шоковой травме включается «рептилийная» система, очень глубокая защита и появляется импульс:  Бей! или Беги! Если убежать невозможно, то надо напасть. Если напасть невозможно, то остается только механизм иммобилизации: замереть. Способ «бей-беги» срабатывает у животных, но у человека далеко не всегда. Огромное количество адреналина выбрасывается в кровь для бегства или агрессии, но человек останавливает себя и тогда вследствие травмы возникает и остается в теле постоянный очаг возбуждения, происходит постоянная мобилизация внутренних органов и мышц. В нервной системе остается огромное количество неразряженной энергии и единственно возможный способ не чувствовать ее - это диссоциация, разотождествление с самим собой. Я – отдельно, мои чувства – отдельно.

Диссоциация дает относительное спокойствие и потерю части себя. Диссоциация спасает от разрушения и лишает чувствительности.

Расщепление на части тем сильнее, чем больше была угроза жизни. Шоковая травма затрагивает глубокие структуры головного мозга, гипофиз, гипоталамус, лимбическую систему и именно поэтому время для травмированной части психики останавливается. Картины травматического события возникают снова и снова в виде флэшбэков, травма не дает двигаться дальше в психологическом развитии, потому что диссоциированные части психики остаются на том уровне развития, где человек был в момент травмы. Именно поэтому среди физически взрослых людей много психологически детей.

Часто в травме человек остается без поддержки и в одиночестве не только потому, что травматическое событие неожиданно, но и потому, что грамотная поддержка не всегда бывает доступна. Не редко при попытках получить поддержку человек сталкивается с повторной травматизацией. В тех случаях, когда травма не перерабатывается в течение полугода, происходит развитие ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), и поддержка вообще перестает усваиваться человеком, даже очень искренняя и грамотная. Опыт, полученный в травме, кричит: Тебя нет! или  Ты плохой! И этот голос громче, чем голоса остальных людей. Невозможно поверить, что тебя любят и хотят тебе добра.

Физическое напряжение тела держится до тех пор, пока не происходит нарушение, болезнь. Часто это происходит внезапно.

Задача психотерапевта в работе с травмой в том, чтобы разблокировать мышечное напряжение и запустить механизмы саморегуляции.

При соприкосновении с травматическим опытом необходимо работать на определенном уровне возбуждения, иначе возможна ретравматизация.

В работе с травмой необходимо опираться на существующие ресурсы. Сложность в том, что их бывает очень сложно увидеть, потому что фокус внимания травмированного человека сдвинут на негативный полюс.

Все плохо, а будет еще хуже.

Денег нет.

Куда мы катимся.

Столько людей сейчас умирает внезапно.

Никому верить нельзя, все (мужчины или женщины) плохие.

У травмированного человека остается мало доверия к жизни, а есть фильтр, который окрашивает настоящее в цвет травмирующего события.

Иногда только по низкому уровню доверия человека к жизни можно понять, что травма была, настолько глубока диссоциация, особенно, если травма была в первые годы жизни.

Психотерапевту важно знать, что ресурсы есть, иначе человек бы просто не выжил и искать их. С помощью ресурсов возможна разрядка напряжения и освобождение от травмы.

При открытии доступа к травматическому опыту энергия идет вверх, в голову, человек может «улетать», становиться «легким», «невесомым», перестать совсем чувствовать свое тело. Это проявляется в говорении, тревоге или заторможенности, чрезмерной активности или подавленности.

При работе с этой энергией необходимо отправить ее на периферию, в руки, ноги, открыть эти пути, скорее всего, они заблокированы. Необходимо заземлить человека, дать ему возможность чувствовать опору.

Этапы работы с шоковой травмой:

  1. Создание безопасного терапевтического пространства
  2. Реконструкция и осознание травматической ситуации
  3. Восстановление первоначальных здоровых ориентировочных и двигательных рефлексов
  4. Проработка и интеграция полярностей
  5. Контейнирование чувств и ощущений
  6. Работа с диссоциацией
  7. Восстановление потенциала для эмоций и действий
  8. Восстановление конструктивных взаимоотношений.

Можно ли избавиться от шоковой травмы? Нет. Невозможно вернуться в жизнь до травмы.

Можно ли что-то с этим опытом сделать так, чтобы улучшить психологическое состояние? Да. Можно изменить образ травмы, снизить интенсивность последствий, уменьшить соматизацию, переформулировать опыт травмы в полезный.

Можно смотреть на травму как на крах, а можно увидеть, что выжил.

 

 








Что интересного на портале?