Сходил к психологу - а толку нет. И денег нет.

Сходил к психологу - а толку нет. И денег нет.

Эта статья на тему оценки результативности работы психолога. Я сама являюсь одновременно и психологом, и клиентом (куда же без личной психотерапии?). Много думала, и продолжаю думать, какой результат должен получить клиент от психотерапевтической консультации? Как быстро он должен понять, почувствовать этот результат?

Встречала в статьях, посвященных подобной теме примерно такие рассуждения: ответственность за результат психотерапии несут психолог (психотерапевт) и клиент. В каких-то статьях звучит мнение о том, что на кленте даже больше ответственности, потому как специалист только помогает, создает условия, а уж будут происходить изменения или не будут - по большей мере зависит от клиента. Эта размытая ответственность меня всегда настораживала... И уж тем более мне сложно принять мнение о большей ответственности клиента. Как человек, находящийся в сложной ситуации и обратившийся к ПРОФЕССИОНАЛУ (!) может нести большую, или хотя бы такую же ответственность? Ведь у профессионала есть ЗНАНИЯ и ОПЫТ личной психотерапии и работы с клиентами. Понятно, что без усилий клиента решить его проблемы не представляется возможным. Но и заявление психолога о том, что мы вот с Вами сейчас поживем какое-то время Вашей жизни, я фонариком своим волшебным путь Вам поосвещаю, а там - куда кривая выведет (результата вообще не обещаю, как пойдет) является, на мой взгляд, странным. Почему? Потому что психолог (психотерапевт) хорошо знаком с методами психодиагностики, со структурой, возможными причинами и методами психологической помощи при определенных психологических трудностях, психических расстройствах. У него есть богатый, накопленный пихологической наукой арсенал методов помощи клиенту. Поэтому. на данный момент времени я придерживаюсь мнения о том, что ответственность все-таки в большей мере лежит на специалисте. Клиент и специалист, по вышеперечисленным данностям, в психотерапевтическом союзе находятся в неравных позициях. 

Теперь о более сложном. Как же разделить эту ответственность? Не претендую на истинность, озвучиваю только свое отношение. На мой взгляд, важно на психологической первой консультации разделять ответственность с клиентом, и разделать конкретизируя. Например: клиент ответственен на свою искренность (не будет искренности - психолог не сможет понять, что происходит с клиентом), за регулярное посещение определенного минимального количества консультаций (количество  предлагается психологом по итогам психодиагностики и обсуждается с клиентом), за выполнение или невыполнение рекомендаций психолога (перечень можете дополнить). Психолог несет ответственность за искренность, конфиденциальность, за качественную психодиагностику, честную позицию в отношении проблем, в которых он способен и неспособен помочь, за данные и не данные клиенту рекомендации, за мониторинг процесса и результативности терапии (перечень можете дополнить).

Хочу отдельно остановиться на теме искренности психолога. Вспоминается гениальный психотерапевт Ирвин Ялом, в работе которого мы видим предельную честность, корректность интервенций, и прозрачность используемых с клиентом методов. И.Ялом пишет о том, что (моя интерпретация прочитанного) клиент далеко не дурак, он запросто может сам "протерапевтировать" специалиста, и он имеет право знать о том, как и какими методами с ним работает психотерапевт. Конечно, при этом нужно учитывать адекватность развития познавательной сферы клиента и степень психического здоровья.

Встречала в своей клиентской пактике не очень корректные интервенции психотерапевта. Например, когда терапевт озвучивал определенное мнение о клиенте: "Вы такая-то (подставьте любой эпитет)". На вопрос "Почему Вы так считаете?" слышала ответ: "Ну, я так чувствую". И здесь понятно, что чувствовать специалист помогающей профессии может все что угодно, но не факт, что это имеет отношение к клиенту. Честность и искренность все-таки состоит в пояснении своих чувств и видении ситуации. На этом фоне очень импонирует бережное отношение к клиенту И.Ялома, что мы видим в его интерпретациях клиентского поведения. Настолько осторожную, корректную, некатегоричную и в то же время честную обратную связь он дает.

 

Поделиться:


2017-09-30
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?