Все родители так или иначе готовятся к самому первому 1 сентября в жизни своих детей. Покупаются школьная форма и портфель, самые лучшие тетради и письменные принадлежности. И вот час «Х» настал и 1 сентября первоклассник, его огромный букет и взволнованные родители направляются в школу. Так начинается школьная жизнь ребенка протяженностью 11 лет. Теперь у ребенка новый статус – школьника, новые обязанности, новые правила жизни.
Первокласснику нужно познакомиться с новым коллективом и постараться занять в нем место, адаптироваться к новым требованиям ( удерживать внимание, сидеть 40 минут за партой, проявлять активность по правилам, установленным учителям…) На то, чтобы организм ребенка приспособился к изменениям, мобилизовался, научился соответствовать новым условиям жизни ребенка может потребоваться до 2 месяцев. Если же приспособиться не удалось, начинают проявляться признаки школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это нарушение приспособления ребенка к условиям обучения в школе.
Дезадаптация может протекать вяло, практически незаметно, затянуться надолго, привести к задержке развития, формирования негативных установок, повышенной тревожности. А может проявиться быстро и остро, когда ребенок оказывается совершенно неприспособлен к новой ситуации.
Признаками школьной дезадаптации являются:
- повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
- ребенок худеет, теряет аппетит, плохо спит, жалуется на плохое самочувствие, часто болеет;
- появляются ранее не свойственные ребенку привычки (грызет ногти, ручки или карандаши), могут появиться навязчивые движения или тики (часто моргают глазами, раскачиваются, покашливают, могут начать заикаться);
- могут возникнуть нарушения сна;
- ребенок становится рассеянным, забывает свои вещи и учебные принадлежности;
- в школе ведет себя замкнуто;
- становится капризным, может проявиться некоторая заторможенность или наоборот двигательное беспокойство;
- ребенок с трудом усваивает учебный материал, много времени проводит за уроками;
- ребенок боится или вовсе отказывается идти в школу.
Принять выделять несколько форм школьной дезадаптации:
Плохо учится по всем предметам.
Возможные причины: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка.
Что делать: С помощью психолога необходимо выяснить, какие именно познавательные процессы и учебные навыки не сформированы у ребенка и направить все усилия на развитие этих процессов.
Неспособность управлять своим поведением (шумит, болтает на уроках, рассеян, отвлекается, не может выполнять установленных правил поведения в школе).
Возможные причины: чаще всего неправильное воспитание, когда родители или через чур контролируют ребенка или напротив не контролируют его совсем, модное сейчас «воспитание без запретов».
Что делать: прежде всего, изменить способы семейного взаимодействия с ребенком, начать формировать у него навыки самоконтроля. Хорошо помогут в этой ситуации игры по правилам, они помогут ребенку в игровой ситуации получить навыки действий по строгим правилам. Это могут быть любые игры, с установленными правилами, в качестве примера приведу шахматы и футбол.
Неспособен встроиться в темп школьной жизни (сильно устает в конце дня, не успевает выполнить домашнее задание, опаздывает в школу, на уроках все время отстает от класса).
Возможные причины: физическая ослабленность ребенка, часто болеющий ребенок, ребенок с астеническим (слабым) типом нервной системы.
Что делать: перестроить режим для с учетом индивидуальных особенностей ребенка, возможно на некоторое время отказаться от дополнительных внешкольных занятий, вернуть в режим для ребенка дневной сон, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия по рекомендации врача педиатра.
Ребенок интеллектуально хорошо развит, но учится плохо.
Возможные причины: ребенок психологически не готов к обучению в школе, так как нет интереса к учебной деятельности, ведущей деятельностью такого ребенка остается игра.
Что делать: давать ребенку больше самостоятельности, чтобы перевести его с позиции «ты еще маленький» на позицию «ты уже школьник», привлекать внимание ребенка к новым видам деятельности постепенно формируя у него интерес к учебной деятельности.
Во всех вышеописанных ситуациях необходимо создавать для ребенка «ситуацию успеха», не акцентировать внимание на неудачах, а хвалить за малейшие успехи. Давать возможность ребенку проявить себя не только в учебной деятельности, но и во внеклассных занятиях, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои способности и завоевать авторитет и признание у одноклассников.