Как писал А. Экзюпери “Мы родом из детства”. С детства у ребенка формируются представления о себе, мире вокруг и других людях: хороший он или плохой, безопасен ли мир вокруг, стоит ли доверять окружающим.
Эти убеждения часто не осознаются, но влияют на многие аспекты в жизни: амбиции, цели в жизни, общение с окружающими, выбор партнера. В процессе психотерапии клиент осознает свои глубинные убеждения и получает возможность изменить их. Когнитивно-поведенческая психотерапия предлагает множество способов модификации глубинных убеждений.
Но в некоторых случаях убеждение является настолько сильным что подобно крупному небесному телу притягивает к себе более мелкие тела и является насыщенным эмоциями, переживаниями….
Такие глубинные убеждения называются «схемами» – они «заряжены» эмоциями и как будто захлестывают человека.
Для работы со схемами недостаточно только когнитивных и поведенческих методов. У клиента может абсолютно отсутствовать в его прошлом опыт позитивных убеждений – например, вся его жизнь может подтверждать убеждение “Я плохой”. И это будет не просто холодным утверждением – в глубине души человек очень эмоционально интенсивно переживает это убеждение, с ним связано множество воспоминаний, это убеждение определяло всю его жизнь. Всю жизнь все вокруг: результаты его поступков, его отношения с окружающими подтверждали для него, что таки да – он плохой.
В таком случае даже отношения с психотерапевтом, который безоценочно принимает клиента становятся тем самым другим опытом, которого нехватало человеку для формирования альтернативных, адаптивных схем – я хороший, я могу быть любимым, я имею права отстаиват свои интересы и т. д.
Для работы со схемами в схема-терапии, как интегративном подходе, представлены кроме когнитивных и поведенческих методов также методы гештальт-терапии, эриксоновского гипноза, глубинной психологии.
Например, имагинативные техники - работа с воспоминаниями и воображением. Клиент в безопасной обстановке консультативной сессии заново переживает в воспоминаниях ситуацию, которая повлияла на возникновнение какого-то убеждения. События могут быть необратимыми, но в воображении клиент может попробовать другие модели поведения, получить поддержку терапевта и увидеть, что все может быть иначе.
Или ролевые игры – клиент при поддержке терапевта «общается» с критиковавшим его в детстве родителем, учится «отвечать» на его критику и отстаивать свое мнение.
Главное в схема-терапии это взаимодействие с психотерапевтом, в процессе которого клиент получает опыт, которого ему недоставало в жизни.