Сепарация после 30-40-50: подводные камни (часть 1)

Жизнь ребенка начинается со слияния. А с рождения начинается сепарация. Небольшими шагами, поступками, мыслями ребенок уходит от родителей как физически, так и психологически. А иногда бывают скачки – кризисы (например, 3-х лет или подростковый).

Сепарация  (уход от объекта или прекращение с ним каких-либо отношений)  – это процесс эмоционального отделения взрослых детей от родителей.

Результатом сепарации является обретение чувства собственного «Я» (дифференциация), взросление. Результат взросления – зрелость, которая состоит из таких черт личности как автономность,  ответственность, самоуправление, активность, решительность. Взрослый – не только тот, у кого в паспорте 18+, это человек осознанный и способный брать на себя ответственность за свою жизнь.

Предполагается, что к 20-30 годам процесс сепарации успешно завершается и человек живет своей осознанной жизнью взрослого в гармонии с собой и с родителями, имеет собственную гармоничную семью.  Как жаль, что такая картинка – это редкость, а большинство примеров из жизни – незаконченная сепарация (в лучшем случае)  или  полное слияние с родителями.

В данной статье, говоря о сепарации, мы будем рассматривать незаконченную сепарацию, т.к. это более типичное явление и, говоря о слиянии, будем подразумевать частичное слияние с родителями.

Чем же чревата незаконченная сепарация и какие последствия в жизни человека?

  • Слияние не дает возможность почувствовать свою уникальность и, как результат, низкая самооценка и самоценность.
  • Незаконченная сепарация и, соответственно, детская позиция стают основой для детского поведения в паре, в новой семье. Варианты возможны разные, но эмоциональная зависимость все же в определенной степени будет - от партнера или родителей, ведь нет опыта строить отношения иначе – партнерство сложно представить в таких отношениях.
  • Сепарация – это прежде всего вопрос личных границ. Когда личность отделяется, нужно установить границы. Когда границ нет или они размыты, сложно установить контакт с другими, ведь как отличить, где Я, а где не-Я.
  • У ребенка ограничены ресурсы – человек может чувствовать свое бессилие. Являясь частью кого-то, сложно как оценить собственные ресурсы, так и использовать их максимально.
  • Незаконченная сепарация – возврат снова и снова к определенным проблемам, невозможность их решить.

Что же мешает процессу сепарации? Процесс сепарации проходит успешно, когда к отделению готовы две стороны – ребенок и родители. Если же кто-то один тормозит процесс, могут возникать дополнительные сложности.

В случае, если родители сами не взрослые, эмоционально зависимы от своих родителей, им труднее отпустить и своего ребенка. Родители удерживают ребенка вместо того чтобы тратить энергию на свое развитие. Причины, по которым родители «не отпускают» своих взрослых детей: тревога за ребенка, который идет в самостоятельную взрослую, трудную жизнь, полную проблем и опасностей; желание реализовать в жизни ребенка свои собственные амбиции; попытки решать задачи и трудности вместо детей, ограждая их и тем самым подпитывая несамостоятельность.

Конечно, не стоит винить во всем только родителей, ведь сепарация иногда не происходит с согласия обеих сторон. И ребенок тоже имеет веские причины для того, чтобы не уходить от родителей: не хочется потерять иллюзии защищенности, позицию жертвы, страх остаться без опоры на других, ощущение бессилия, передача ответственности,  не может найти себя, доказывает. Приобретение – ответственность, встреча с реальностью, свобода.

Итак, в процессе сепарации нужно учитывать выгоды и потери с обеих сторон – того, кто отделяется и того, от кого отделяются. 

Во второй части статьи - причины-подводные камни и что со всем этим делать


Что интересного на портале?