Великий шутник был Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии. Когда начинаешь вчитываться в его базовые труды, да хотя бы в ту же "Теорию гештальт-терапии", возникает масса вопросов.
Вот, например: Почему, говоря о функции Эго и рассматривая ее как постоянно длящийся процесс отождествления/отчуждения, интроекты, как некие представления, факты о себе на основании которых процессы Эго функции прерываются, автор размещает в персоналити? И что тогда персоналити? Склад знаний о себе?
"личность (в нашем понимании персоналити, прим. автора статьи) - это предположение о том, чем является субъект, служащее ему основанием для объяснения своего поведения, когда таковое потребуется" [2, стр. 206]
Размышляя над ним я пришел пока к следующей идее.
С точки зрения методологии (в версии ММПК, смотрите в сторону работ Анисимова О.С.) понятие, как модель, отражающая реальность носит объектный характер. Это значит, что в нем описываются не только элементы (рядоположенность), взаимосвязи между ними (структура), но и идея, функция, предназначение этого нечто (система, или "побудительность" в терминах отечественной психологии). Понятие описывает не только как устроен, но и как живет объект. И в этом смысле проверка понятия на объектность означает соответствие требованиям непрерывности, процессуальности и объектной каузальности.
Лишь в этом случае понятие "оживает" в мышлении.
И тогда интроект "Мальчики не плачут" размещенный в персоналити, это не про мальчика с сухими глазами (перечисление свойств), это про мальчика осуществляющего действие по неплаканию (сдерживанию себя) в определенной сложной для него ситуации (объект, реализующий присущий ему процесс в поле организм-среда).
Иными словами, под интроектом понимается не то, какой я (описание характеристик), а то, как я взаимодействую с окружающим миром, средой в типовых ситуациях (описание процесса взаимодействия со средой). Этакая инструкция по использованию: в ситуации А я есть осуществляющий действие Y.
Кстати, если обратить внимание на практику терапии, то и "переписывание" интроектов происходит зачастую посредством:
- выведения интроецированного представления в зону осознавания посредством телесных или двигательных практик (а они процессуальны сами по себе).
- и включения клиента в новую деятельность (процесс), лежащую за границами спектра привычных, доступных действий - формирование нового опыта поведения и, соответственно, присвоения новой версии представления "я делающий".
Тогда становится понятным, каким образом содержание персоналити взаимодействует с процессами отождествления/отчуждения функции эго. Представление о себе это не "преграда"/"заслонка" на пути развития процесса контакта. Механизм прерывания контакта осуществляется через встраивание неоптимального подпроцесса (исходящего не из творческого приспособления к ситуации здесь и сейчас, а тянущийся из прошлого) в процесс контактирования в поле организм-среда.
Кажущейся противоречие процесс - факт (процессуальная природа эго и персоналити как "каталог представлений о себе") снимается. Они одной процессуальный природы.
И да, тогда и постоянный процесс "дописывания" персоналити, изменения представлений о себе это процесс переписывания процессов, а не описаний. Процесс пишет процессы.
Как-то так. Коллеги, а какова ваша точка зрения?
Литература:
1. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев - М.: Издательство: ФГОУ РосАКО АПК, Год издания: 2002, 295 с.
2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2015 - 320 с.