Счастливое время

О детско-родительских отношениях написаны тонны и километры. Системы воспитания, программы развития, школы для одаренных с рождения... Как говорится – бери не хочу. И не смотря на сверхизобилие информации на этот счет, вопросы:  "Как и что делать с детьми?", "Как выстроить с ними отношения?", "Как воспитывать и наказывать?", "Как избежать ошибок своих родителей в воспитании?", "Как не напортачить самим?"- так и остаются без верного ответа.

Мы, взрослые тети и дяди, строим гипотезы комплиментарности отношений, проверяем на выборках валидность тестов, изучаем исторические источники, опираемся на опыт и эксперименты, приводим диаграммы, собираем доказательную базу и совершаем еще массу малопонятных и сильно важных дел, при этом часто забываем о том, что за всем этим находятся настоящие живые души и глаза… Пусть еще маленькие – но уже бесконечные.

Когда родители меня спрашивают, какую еще книгу почитать по этой теме, я отвечаю так: "Не читайте никаких книг вообще. Просто начните писать такую книгу сами. Хотя бы один день не мучайте детей воспитанием и развитием, а побудьте у своего ребенка хронописцем – и вы поймете, что это уникальная, безграничная, непознанная Вселенная, которой вы дали жизнь. Ощутив всю глубину этого чуда, вы не сможете ни наказать, ни обозвать плохим словом, ни злиться. Вам останется только любить".

И это не просто метафора. Такая книга действительно помогает найти любые ответы.

* * *

 Пашке, три года, и он не выговаривает ни "р", ни "л", заменяя их на "в" и это придает ему очень приятный "польский" акцент.  Юле почти пять, она научилась говорить "р" совсем недавно, и поэтому везде, где нужно и где не нужно "заводит звонкий моторчик", сияя от удовольствия. Насте восемь: все буквы она умеет говорить уже давно, и поэтому просто не помнит, что и сама делала когда-то ошибки, зато очень хорошо слышит ошибки у других.

Они играют в школу, с настоящими тетрадками и ручками. Идет контрольная. Каждый что-то старательно выводит, списывая с детской доски, сдают тетрадки на проверку. Получают работы  обратно.

Пашка рассматривает свою:

– Нася, а что тут за кавакулю ты сдевава?

– Это не каракуля, это подпись учителя. Вот тут оценка, тебе девять, а это подпись.

– Попись? Аааа, ну вадно.

"Ученики" расшалились, потому что сидят за одной партой и на одном стуле.

Пашка, пытаясь урезонить одноклассницу, крепко держит ее за руку и говорит очень сердито:

– Юя, не будешь свушаться, пойдешь в гугл.

– Так, дети, теперь переменка. Юля, ты должна попрыгать отсюдова-досюдова.

– Настя, ты же знаешь, что нет таких слов. Отсюда и до сих пор,- мама рядышком зашивает недолговечные колготки.

– Мам, я-то знаю. Но если я Юле так скажу – она меня не поймет. Так, значит отсюдова-досюдова, поняла?

– Да, я же не маленькая.

Физкультминутка идет своим "чехардом", мама ушла по делам на кухню и наступает тишина. Тишина означает, что где-то что-то уже творится. Через минут пять мама возвращается. Пашка сидит один в комнате за большущим белым столом сестры. Уже не совсем белым – а совершенно разноцветным, покрытым сотней фломастерных  завитушек, кружочков и палочек.

– Паша! Что это такое?

– Это пописи, меня Нася в шкове научива.

Ну как тут можно злиться… Пописи они и есть пописи… Приносит тряпку и трут вместе, хотя и жаль – красиво и в самом деле получилось.

Мама объясняет, что рисовать лучше на бумаге – чтобы потом не надо было мыть.  Пашка сидит, внемлет, требует много бумаги.

Мама опять уходит в свою комнату: надо работать - ждут ответов десятки писем. Через время появляется Пашка– с листком бумаги и карандашом:

– Мам, наисуй вучку.

Мама берет карандаш, кладет ладошку Пашки на бумагу, обводит все пальчики. Получается немного коряво. Паша смотрит на рисунок очень внимательно:

– Нет, не так. Сейчас пиду,- убегает в комнату, приносит тряпку, которой мыли стол.- Давай вытиять, - и усердно трет бумагу, которая тут же намокает и рвется.

– Ох, Пашка, тряпкой тут не получится. Нужно новый листик брать.

– Вадно, - убегает, прибегает с новым листиком и фломастером - видно думает, что фломастер в случае чего сотрется, как со стола.

– Наисуй вучку.

Мама опять кладет ладошку, обводит очень медленно. Рисунок получился гораздо лучше. Пашка рассматривает еще дольше.

– Нет, не так.

Снова убегает, приносит еще один листок и ручку:

– Мама, наисуй вучку.

Заходит Настя со своим "ребёнком-куклой" на руках.

– Настя, помоги Паше. Он просит порисовать, а у меня криво получается. Ты лучше рисуешь.

– Хорошо. Подержи тогда Каришку. Она поела и спит. Мама! Смотри за головкой, чтобы не ударилась. Ты уже разучилась что-ли?

– Извини, пожалуйста. – Мама бережно укладывает "малышку" на плечо, второй рукой печатает.

– Пашка, что тебе нарисовать?

– Наисуй вучку.

– Хорошо, - и начинает уверенно рисовать…шариковую ручку. – Тебе с колпачком или без?

– С кавпачком.

– Хорошо. А надпись писать?

– Да, канешна.

– Вот, держи. – На листе копия ручки. Паша светится от счастья, прижимает шедевр к груди и идёт по своим делам. Действительно…разве трудно было догадаться, что нужна именно ручка…а не ручка.

Минут двадцать идет молчаливая работа во всех комнатах. Потом Юля прибегает к маме.

– Мамочка, я  у тебя тут посижу тихонько. Посмотрю что-нибудь на планшете.

– Хорошо. Дайте мне еще минут десять закончить письмо.

Еще пять минут работы под звуки взрывающихся шариков в игре.

Приходит Пашка, тоже поиграть. Сидят вместе, лопают что-то на экране, смеются.

– Пашка, давай игррррать в бассейн. Ты с этой стороны, я с этой.

Становятся на бортики дивана и прыгают на мягкие подушки, хохоча и толкаясь.

– Ребята, поаккуратней!! Побьетесь так!

– Хорррошо.

Три секунды играются поаккуратней, опять хохочут, толкаются, начинается драка и Юлин визг.

– А ну–ка, живо в свою комнату! Я попросила немного тишины. Кыш отсюда!

Притихшие и расстроенные ушли. Тишина и Юлькины всхлипы.

Пришел грустный Пашк , взял за руку и смотрит в глаза маме:

– Ты же обещава бойше не вугаться на нас. Надо выповнять. Юя совсем ваствоився.

– А ты тоже обещал Юлю не бить.

– А я так с ней двужу.

Пошли вместе успокаивать Юлю. Заключили мир еще на пять минут - нужно закончить работу.

Мама встает из-за стола. Ну что ж, одно письмо полетело на помощь. Вот ни зря и мамин  день прошел.

– Эй, малышня, кушать уже хотите? Может суп погреть?

– Нет, я не хочу кушать, - голос Пашки слышен где-то в глубине квартиры.

– А, может, сырки глазированные будете?

Тут же, буквально через  секунду прибегает Паша:

– Да, я буду, я уже весь такой пвоговодався.

Кушает сырок, думает о чем-то своем, долго разглядывает фантик и сырок после каждого укуса.

– Что ты там смотришь?

– Не понятно…почему в газивованном напитке есть пузыйки, а в газивованном сывке нет.

– Напиток газированный, а сырок гЛазированный. Там еще буква Л есть.

– Из-за буквы нет пузыей?

– Не совсем. Газированный от слова газ, пузырьки это и есть газ. А глазированный от слова глазурь – видишь шоколадная глазурь сверху.

– Вадно. А как тогда из сыйка пузыи достают?

– Вот этого я не знаю, - мама смеется.

– А зачем ты тогда в шкову ходива, ваз ничего не знаешь?

Что тут скажешь - абсолютная логика.

Решили на десерт приготовить творожные пончики. Пришла Юля. Сидят вокруг стола, болтают ножками и языками.

– Давай опять в школу поигррраем, я буду учительницей,- Юля берет палочку от бамбуковой циновки, становится на скамейку и водит палочкой по пустой стене, как по доске указкой

– Так, называй что это за буква.

– Эм?- мама внимательно смотрит на "доску"

– Нет, не пррррррравильно, садись, два.

– А это что за буква?

– Эс? – пробует еще раз мама.

– Нет, опять не прррравильно. Садись, два.

– Паша, что это за буква?

– Буква си.

– Молодец. Прррравильно. Тебе мы ставим двадцать.

Первая порция пончиков готова.

– Ну как, вкусно?

– Да мамочка, гут. – Юля вытягивает большой палец. – По-английски это вкусно.

– Так что, назовем их гуты?

– Назовем.

Мама продолжает готовить, дети едят, о чем-то шушукаются тихонько. Паша подошел к маме, дергает за майку.

– Что такое, зайчик? Почему ты такой грустный? – На глазах у Пашки видны слезы.

Он протягивает ладошку, открывает. На ней лежат остатки растерзанного пончика, обгрызенные со всех сторон:

– Юя убива гута.

– Ой, ну не расстраивайся уж так сильно. Это же просто пончик.

– Мама!!! У него же было имя.

Поплакали немного вместе, завернули останки в кусочек красивой салфетки и спрятали в спичечный коробок. Умирать надо по-человечески даже пончикам.

Доели десерт. Мама последним гутом собирает с тарелки остатки сахарной пудры.

– Давай-давай, мамулечка! Ставайся! У тебя все повучится! – комментирует Паша и открывает рот для самого вкусного пончика, похожего на снежок.

Обед закончился. Дети убежали. Мама берет кружку для чая, в надежде на пару минут спокойствия.

– Мам, дай мне сунку.

– Пашка, не суНку, а суМку. Правильно говорить сумку.

– Нет, суНку. Я в нее машинки засуНу. (Пашка фанат автомобилей и может играть с ними и днем и ночью.)

– На кухне нет таких сумок. В игровой поищи.

– Вадно. Налей мне ванну, пажавуста, я буду купаться.

– Хорошо, сейчас налью.

Мама вздохнула, глянула на свою пустую чашку: "Вадно, вадно… налью пока чаю, пусть остывает"

– Мама, а где моя павицейская машина? – Паша опять вернулся.

Мама смотрит вокруг, видит машинку за Пашкой на полу.

– Посмотри назад!

Пашка смотрит себе через плечо, потом начинает забавно кружиться вокруг своей оси.

– Что ты делаешь, Паш?

– Мама, я не могу посмотъеть на свой зад.

Мама смеется, показывает рукой, где машинка.

– Не могва сказать, что она в гаваже?

Забирает, уходит довольный, что-то бормоча. Мама набирает ванну. Приходит Паша, уже голый с розовой гламурной сумочкой в руках.

– Зачем тебе сумка в ванной?

– Я в нее машинки спъятав, буду мыть.

– А такую сумку для чего взял, девчонскую, с феечками?

– Чтобы никто не догадався.

Не поспоришь, и правда, ожидаешь от такой сумочки чего угодно – только не Формулы-1. Залазит в ванну. Мама тихонько прячется на кухне, где ждет холодный чай и два заныканных гута Потом приходит проверить пловца. На полу до самого выхода лужицы воды.

– Паша, ну что это такое? – мама вздыхает, берет тряпку и вытирает.

Выглядывает из-за бортика ванной, смотрит на пол и совершенно невинно отвечает:

– Это не я, это штовм.

– Понятно. А там у тебя что? Затонувшие корабли? – в ванной под водой целая куча машинок.

– Нет, кавабъи упвыли в мое.

– А это тогда что?

– Я же гаваю, что не понятно? Быв штовм, кавабъи упвыли, машинки утонули.

– Понятно, отчего же не понять. Давай, мой свои машинки.

Через пару минут мама снова заглядывает. Паша выставил все машинки ровно на бортик ванны, набрал в ладошку жидкого мыла, макает туда кисточку и мажет аккуратно одну машинку за другой.

– Ты же собирался помыть машинки. Зачем их теперь пачкаешь?

– Я их помыв. А это-воск. После мойки нужен воск, чтобы машинка бвистева как звездочка.

Это что-то совершенно удивительное и недоступное маме в ее мире чашек и ложек.

Еще  через пять минут проверка

– Как ты тут? Все в порядке.

– Да.

– А что еще придумал? Почему машины без колес? – половина машин безколесая, а колесики кучкой лежат в стороне.

Пашка закатывает глаза к небу, вздыхает от непонятливости мамы и медленно выговаривает, как ребенку:

– Ты же видева, на улице уже снег выпав. Надо поменять летние ковёса на зимние.

Мама в ауте. Пошла собирать по дому одежду для стирки.

– Мам, я к Паше залезу помыться, можно? – Юля уже без одежды стоит на входе в ванную.

– А где твоя одежда?  Занеси на кухню. Я сейчас стирать буду.

– Я уже занесла.

– Хорошо. Осторожно смотри, в ванне пол  влажный.

Дверь открывается, закрывается. Слышен голос Паши:

– Уйди отсюдава, женщина!

– Мам, Паша врррредничает!

– Пашуль, ну ванна же большая, всем места хватит.

– Машинки не твогать!!!!

– Не трррррогаю!

Мама дособирала бельё, принесла  на кухню ворох… И наблюдает, как в большой стиральной  машине за стеклом кружится в танго одинокая пара: маленькая розовая (уже бывшая белая) маечка и темно-красные колготки…Юленька-хозяюшка постаралась… и тут не  поругаешь..ведь все сделала как надо… хорошо хоть про порошок забыла…

– Насть, глянь, что там у них в ванной! Мне тут надо с катастрофой разобраться.

Настя приходит через какое-то время задумчивая.

– Мама, а волосы на зубах могут вырасти?

– Не могут

– Никогда-никогда?

– Никогда-никогда.

– А, хорошо, - и уходит обратно в ванную.

– А что за вопрос такой? – мама слегка насторожилась.

Дочь возвращается:

– Понимаешь, Юля Пашке почистила зубы. Шампунем для волос.

– Божечки!! Прополоскали рот??

– Не волнуйся, все по правилам, мы знаем - сначала верхние, потом нижние и хорошо пополоскать. Но она же читать не умеет. Взяла шампунь – думала он для блеска. А я прочитала – там написано: "Для роста волос". Вот и вопрос – растут ли волосы на зубах?

– Эх, Кулибины вы мои. Пошли смотреть.

Зубы еще раз почистили. Стали намыливаться.

– Мама, а Паша свою пипку калибинькает!

– Что это значит?

–Калибинькает значит карррабастает так. – И показывает на пенном животе быструю вертушку вертолета.

– Я не кавибинькаю и не кавабастаю. Я мою. Так все мужчины девают. И у меня не пипка, а писун, - Паша старательно трется.

– Так, подождите, я еще полотенец принесу с сушки, тут только одно.

Мама приходит с полотенцами. На выходе уже стоит самостоятельно закутанный в полотенце Пашка с полной сумочкой, из которой текут ручьи.

– Оставь сумку в ванной, она же мокрая вся.

– Нет, я Юе свои секветы не довеяю.

Пришлось кутать сумку в свежее полотенце. Пашка сел в комнате и любовно обтирает каждую машинку, выставляя их в стройную шеренгу.

– Мам, я еще покупаюсь. Я позже залезла - значит могу и позже выйти, - Юля занялась какими-то зельями.

– Смотри, не плескай, я уже устала вытирать.

Юля запросила кружечек и мисочек. Пришлось собирать в комнате. Мама села опять за работу, в надежде, что еще одно письмо успеется – вон еще новых наприсылали запросов.

– Продается лимонад! Продается лимонад! Продается лимонад! – Юля стала зазывать к себе.

Пашка быстро сложил все машинки опять в сумку и побежал на зов. Вернулся печальный.

– Мама, там нужны денежки. У меня нет.

Мама идет в коридор, в куртке ищет монетки, приносит. Счастливый Пашка бежит в ванну, мама идет за ним. Наблюдает картину маслом: на табуреточке стоят самой разной формы и размеров чашки, плошки, колпачки от мыльных принадлежностей и все заполнено водой из ванны. Юля-продавец не переставая выкрикивает: "Продается….!!!!"

Очень довольный Паша протягивает монетку, берет самую большую кружку, делает вид что пьет, причмокивает. Отдает Юле. Лимонад выливается опять в ванну. Паша смотрит, смотрит, о чем-то думает, потом протягивает руку, берет свою монетку из "кассы":

– Это моя денежка! – и уходит.

Сидит на диване пару секунд, вскакивает, сообразив, что денежка все еще при нем, бежит опять к продавщице. Протягивает монетку:

– Мне, пажавуста, еще вимонада.

– А лимонад у нас закончился,- с достоинством отвечает прекрасная продавщица.

Паша выпятил губку, собираясь опечалиться вдрызг. Мама пытается предотвратить конфликт:

– Юленька, но воды-то еще полная ванна.

– Вода есть, а лимона – нет.

– Мама, вимона нет, пойдем отсюдова.

– Пашка, я же столько раз вам говорю: отсюда, нет слова отсюдова.

– Я знаю, а вот Юя не понимает вускава языка.

После ужина и очередного баловства мама гонит всех спать:

– Так, пописать и в кровати!

– Мама, пописать в кровати? Ты что! Мы же не маленькие!!!

Сказку на ночь придумывала Настенька – сказка очень длинная, потянет на годовой сериал. Малышня затихает и мама засыпает рядом с ними под ровный сап трех носов.

* * *

Знаете, что маме снилось в ту ночь? Автоматы возле гастронома в далеком-далеком детстве, где можно было за копеечку налить газировки, а за трешку – даже с сиропом. И стакан с металлическим пояском был прикован цепочкой, чтобы не своровали посетители пивного ларька, стоявшего тут же. И были умельцы, которые делали в монетке дырочку, протягивали леску и могли напоить газировкой весь двор…Вспомнили? И я тоже…Счастливое время…

 

© Анна Бескаровайная

Читайте также:

Печенька

Это же Мужчина

Женщина по имени Мама

Новый человек родился

Отличный результат 








Что интересного на портале?