Садист, нарцисс, социопат - психологический портрет современного руководителя.

Для того, чтобы эффективно руководить современным коммерческим предприятием руководитель должен обладать нарциссическими и социопатическими чертами, находясь при этом в невротическом (относительно здоровом) континууме .

Рассмотрим пример руководителя на примере агентства недвижимости  «М –ХХХ»  и « Х–YYY» в городе Москве, в которых мне довелось побывать весной  2017 года на рабочих мероприятиях.

 Отрасль претерпевает сильный упадок. В агентствах не платят зарплату и давно не имеют даже секретаря , принимающего звонки. Все входящие звонки приходят на мобильные телефоны методом переадресации. Право поднимать звонки дается лучшим сотрудникам, которые дежурят в офисе в надежде, что позвонит клиент и они получат потенциальную сделку. По факту в сетку дежурства вписываются только старые сотрудники, которые работают в агентстве уже много лет.

Таким образом вновь приходящие сотрудники приманиваются обещанием будущих дежурств, которые никогда не наступают, а по факту новые сотрудники занимаются бесплатно холодными звонками. Те разработки, которые приходят в результате огромного количества холодных звонков после ухода новичков остаются старичкам.

Новые сотрудники- свежее мясо- идут в отрасль, потому что это единственна отрасль, которая все еще охотно принимает сотрудников на работу. Обещание получать до 150 тысяч в месяц никогда не сбываются, но при этом активно рассказываются поддерживающие истории, про то, как тот или этот их заработал.

Новые сотрудники задерживаются не больше месяца-двух, и когда наступает критический момент и становится понятно, что денег нет и не будет, уходят, оставляя все наработанное старым сотрудникам. О «мясе» никто не вспоминает. У новых сотрудников нет даже рабочих мест, для таких как они существует открытое пространство с рабочими местами, которые ничьи и  довольно часто просто вовсе заняты.

Руководитель такого предприятия поддерживает видимость успеха: отдыхает, загорает, ходит в клуб, очень сильно занят всевозможными проектами - он успешен и распространяет  видимость успешности и занятости вокруг себя. При этом в откровенной беседе он может признаться, что предприятие не прибыльно, еле выживает.

Уходящие и приходящие сотрудники не оставляют ни тени сожаления о себе. Они - чистая функция. Пришли, отработали и слились.

Такое предприятие наших дней не поддерживает ни социальные, ни культурные инициативы. Цель предприятия - исключительно прибыль, а фактически - покрытие издержек.

 И если в 2000 предприятия участвовали в социальных акциях хотя бы для статуса, то сейчас и то уже считается излишним и «не по карману».

Оплата сотрудникам происходит исключительно в сером виде. Существует огромное количество мелких и крупных правовых нарушений в трудовом законодательстве, все это делается сознательно, но вытесняется из области понимания, удерживать внимание на таких вещах нежелательно, поскольку речь идет о том, чтобы выжить.

Все активнее используются и внедряются способы подрезания конкурентов: очернение соперника, предложение вознаграждения меньше размером, фактически разрушение уже почти состоявшихся сделок других агентств и в результате похвала за такие «победы».

«Ты смог отобрать игрушку у другого - ты молодец. Ты победил слабака - ты сильный. Вот тебе кусок хлеба. Тот, кто слабый, пусть умирает, он не наша забота» - это современные и практически не прикрытые принципы жизни предприятий среднего звена, которые мне «посчастливилось» наблюдать как участнику процесса.

При этом никто не отменяет корпоративы и дни рождения. Это все, что осталось от «социальной» мотивации «хорошего коллектива». Видимость хорошего коллектива все еще усиленно поддерживается с акцентом на имя, то есть на авторитет.

В числе основных аргументов, почему мы хорошие: у нас офис в центре города, у нас все-российская( международная) франшиза, мы гарантируем своим именем чистоту сделки. Последнее чистый блеф, потому что о чистоте рук давно никто не заботится.

В первой организации "М" царит хаос параноидно-шизоидной фазы. Никто ничего не регулирует, нет ни собраний, ни отчетности, ни фиксированного рабочего дня, ни даже открывающего дверь сотрудника - все пущено на самотек. Входящий в офис сотрудник первым делом ищет себе место в хаосе мест, которые то ли свободы, то ли их нельзя занимать, то ли они просто не функциональны, потому что не подключены к базам, сетям и даже просто к шнурам.

Такая организация зафиксирована на самом раннем оральном уровне, где вечно голодные сотрудники, где не могущая накормить всех задерганная тревожная мать, и где задача простая- выжить, отобрать и быстрее убежать.

И вот второй тип руководителя в организации "Х" второго типа. Здесь жесткая дисциплина, здесь присутствие в офисе по часам, рабочий день расписан с 9 до 21, основные показы в выходные дни. Тренинг персонала (тренинги и собрания есть!) проводится в манипулятивном ключе: «жестко взять продавца на крючок и не позволять ему даже дергаться». Офис внешне более удачно выглядит, он чище, он находится в бизнес центре, в нем однотипные мебель и оборудование.

Но на работу берут снова всех, кто готов делать холодные звонки. Те же нарушения в трудовом законодательстве, те же рассказы, как тот или это заработал 150 тысяч и тот же стимул: у нас хороший коллектив, потому что он называется «Х-YYY», потому что мы франшиза. В отличие от хаотичной организации М-ХХХ здесь все жестко регулируется, фиксируется и контролируется. Это более поздняя фаза анальной фиксации, но все тот же параноидно-шизоидный цикл, больше параноидный, в отличие от первого- шизоидного.

Соответственно руководитель типа нарцисс, с ярко выраженными садистическими чертами и с очевидными социопатическими наклонностями.

Все это в рамках нормы здорового невротического спектра. Все руководители вменяемы, четко тестируют реальность и осознают мотивы и следствия своего поведения. Их цель- только прибыль, только личный успех, только личный бренд.

Общие заключение по пирамиде Маслоу: экономика этой отрасли находится на самом низшем уровне с базовыми потребностями: выживание и безопасность, еда и кров. В ней могут жить организации примитивного первичного спектра самых ранних фиксаций. Руководители таких организаций- самые яркие представители этих фиксаций- садистические, нарциссичесткие и социопатические , находящиеся однако на относительно здоровой точке шкалы патологий, то есть ближе к невротической границе.

И последнее важное: эти руководители не обязательно больны мазохизмом или нарциссизмом в своей обычной жизни. Бизнес- один из срезов нашей многогранной и объемной действительности. И поскольку бизнес среднего уровня коммерческих не спонсированных предприятий регрессировал до фазы выживания, это значит, что у «несущих знамя» в этот период ярче проявляются черты более ранних фиксаций.

 А когда наступит благоденствие, наши руководители, все те же люди, фактически те же персонажи, акцентируются на более зрелых чертах здоровых невротиков - истериков и театралов и на играх (читай мотивациях) генитальной или эдиповой фазы, и мы снова вспомним о мотивации целями, мотивации участием, моральной мотивации. И тогда в организации будут задерживаться другие типы сотрудников с высокой внутренней мотивацией к труду.

2017-06-25
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?