С.А., зарисовка из жизни
Вечер. Приготовления ко сну. Полине 4,5 года, она укладывает своих кукол спать, долго копается. Ищет всем куклам одеялки, берёт чистые носовые платки. Я долго смотрю на это "безобразие", невыдержав, даю распоряжение.
- Полина, одевай ночнушку. Давай быстрее ложись. Я спать хочу.
Моё умнейшее дитя, продолжая выполнять свою ответственную миссию, спокойно так мне отвечает:
- Мам, почему мне надо всё время делать, как ты хочешь?
Я не нашла что ей на это ответить. Это сначала. Потом я подумала, что умнейшие дети иногда рождаются от умнейших родителей.
Завтра был выходной, и я предложила ей:
- Хорошо, тогда завтра - ТВОЙ ДЕНЬ - живём его как ты хочешь.
Завтра началось с момента, когда мы почти одновременно открыли глаза, и от меня последовал вопрос:
- Полина, мне лежать или вставать?
Мой маленький руководитель, оценив ситуацию, сразу "взяла быка за рога", тем более что бык сам просил.
Дальше описываю вкратце:
Утро до обеда было для меня очень необычным: за меня выбирали как я буду делать зарядку (бегать по квартире боком, и скакать туда-сюда галопом, было оригинально с утра). За меня выбирали, что я буду кушать на завтрак (здесь я порадовалась сама за себя, когда доча выбрала рисовую кашу с молоком, хотя могла бы и бутерброды с колбасой, но было видно она заботилась теперь не только о себе). На финише моего подчинения, мне предложили порцию мультиков (от которых я уклонилась предлогом - постирать одежду к садику, с чем мой добрый руководитель снисходительно согласился). Оставшуюся половину дня, мне приходилось доказывать моему руководителю, что нам просто необходимо навести порядок в квартире, прополисосить и помыть машину. Надо заметить, что мне повезло немыслимо, руководство не "бычилось" и в основном со мною соглашалось. Вечером, конечно, пришлось отдать должное: поиграть в пластмассовый домик, где жили маленькие куколки "Винкс", которые ходили, друг к другу в гости. Затем всё было традиционно, руководство предпочло классически - сказку на ночь, которую мы выбрали вместе.
Что дает такая игра?
- Родителю полезно побыть в "шкуре" своего ребёнка, ощутить на себе его руководство, чтобы лучше понимать, каково ребенку, как он может понимать или не понимать ваши команды.
- Легче увидеть свои наработанные шаблоны, уже усвоенные ребенком. Чему-то порадоваться: мой ребенок уже это знает!, о чем-то задуматься: "Оказывается, я говорю именно так, такими интонациями!"
- Ребенок осваивает роль руководителя, после этого лучше понимает затруднения взрослых. Важно - не давать задачки слишком сложные. Если мама отыграет своего ребенка, когда он совсем попер в дурь, ребенок просто расплачется: "Я не знаю что с тобой делать!" и более в эту игру играть не будет.