Родитель и педагог, кто кого?



Вот было бы чудесно иметь " пульт дистанционного управления ребенком". Нажал на нужную кнопочку и чадо ведет себя в образовательном учреждении идеально. Жаль, у меня такого нет. И у других родителей тоже. Вот только некоторые педагоги ведут себя так, будто подобное устройство существует в каждой семье. Так кто же за что отвечает, если ребенок совершает что то плохое в садике или школе? 
Я отработала в системе образования 10 лет, была и на месте родителя и на месте педагога. Безусловно, вклад в "трудное поведение" всегда вносят обе стороны. А еще, у уставших, запутавшихся в проблеме взрослых есть не всегда осознаваемое, но простое человеческое желание " свалить на соседа". Поэтому нет нет, да промелькнет у педагогов:" все идет из семьи", а у родителей:" это его в социуме испортили". 

В последнее время часто консультирую родителей, чьи дети ведут себя неподобающим образом. Основное чувство этих мам и пап - стыд. Возникает желание исправить ребенка любой ценой, и меры воздействия используются разрушительные для психики. Жаль, ведь бывает так, что ребенок расплачивается, по сути, за ошибки педагога или системы образования в целом. 

Ерофеева Н.Ю.доктор педагогических наук писала, что в системе образования создаются условия для реализации качеств, заложенных в семье. Так что каждый раз, когда ребенок делает «что то не то», нужно честно ответить на вопрос, заложены ли в нем позитивные качества, и поддерживают ли в социуме «нужное» поведение Есть вещи, за которые родитель не в ответе: 

Во- первых, за разрешение конкретной ситуации в режиме реального времени ответственен тот взрослый, при ком она произошла. Если ваш ребенок подрался, то и разбирать конфликт, учить извинятся, предлагать другие способы решения проблемы - дело педагога. «Разбор полетов» после того, как вы забрали чадо из сада- дело малоэффективное хотя бы просто потому, что память у детей «короткая» и подробности стычки уже «погребены» под толщей разных других впечатлений дня. А вот воспитывать дружелюбие, умение добиваться своего или отстаивать себя словами- в ваших силах. И это совсем не значит, что малыш больше не подерется, формирование новых качеств характера- дело не быстрое, но, при должных усилиях и с вашей стороны и со стороны педагога проблема может быть решена. 

Если ребенок плачет в момент адаптации к саду, то ваша задача как родителя - формировать доверие к людям, позитивный образ происходящего. Но утирать слезы и сопли, успокаивать, когда грустно – воспитателю, как не крути. 

Во- вторых, родители не могут изменить особенности нервной системы ребенка. Из маленького шустрика сделать тихоню и наоборот не дано никому, даже родителю. Педагогам не всегда нравятся излишне быстрые или «заторможенные» дети. Но исправить темперамент родители не властны. Здесь лишь искать путь приспособится к особенностям малыша. Да и на «незрелость» детского мозга всегда надо скидку делать. Поведение дошкольника например, большей частью непроизвольное, спонтанное, импульсивное. Поэтому ожидать от него тотального исполнения правил глупо. Да и младшим школьникам самоконтроль в эмоционально «заряженных» ситуациях сложно дается. 
В- третьих, многое в поведении малыша зависит от действий взрослого. Каков вопрос, таков и ответ. 

Да, родитель, безусловно, вносит огромный вклад в воспитание. По данным упомянутой ранее Ерофеевой 70-80 личностных особенностей формируется в семье. 80, но не 100. Но все же и мамам и педагогам стоит помнить, что родители - не боги. И «волшебного пульта управления ребенком» ни в семье ни в системе образования нет. Хотя бы потому, что малыш- личность. И гармонично развивается только в атмосфере уважения и сотрудничества между значимыми для него взрослыми. 


Что интересного на портале?