Ричард Бендлер - биография

Ричард Вейн Бендлер родился 24 февраля 1950 г. в Нью Джерси. Пару лет спустя его семья переехала в Калифорнию, где он рос в одной из беднейших частей города Сан Хосе, Бей Эриа, на север от Сан Франциско.

В середине шестидесятых годов Бендлер был одним из длинноволосых детей-цветов, каких часто можно было встретить на улицах городов американского Западного Побережья. Как активный член протестующей общественности хиппи, он участвовал в организации нескольких самых больших в те годы рок-концертов.

Беки, жена Роберта Спитцера, реномированого психиатра и президента издательского дома Sciens & Behavior Books в Пало Альто, обратила в это время внимание мужа на удивительные таланты семнадцатилетнего ученика Средней Школы Фримонт, которого она наняла, чтобы учить своего сына Дана игре на барабанах. Тем, что восхитило Беки Спитцер в Ричарде Бендлере, была его открытость к философским вопросам и манера в которой он обучал музыке.Спитцеры старались как могли поддержать способности Бендлера. Роберт Спитцер описал его как необыкновенно ловкого и всесторонне талантливого. Поэтому он доверял ему различные задания и привлёк к работе в издательстве. К обязанностям Бендлера относилась работа в магазине, а также подготовка магнитофонных и видео записей для терапевтических семинаров.

Бендлер начал свою бурную академическую карьеру двухлетним обучением в Футхилл Колледж в Лос Альтос Хиллс. Согласно информации Спитцера, ему удавалось довести некоторых своих преподавателей до отчаяния. Он не шел на компромисс, даже если вопрос затрагивал лишь детали, совершенно не подчиняясь ритуалам академической жизни.

После того как Бендлер закончил колледж, он поступил в Калифорнийский Университет в Санта Круз. Спитцер и его жена, которые по мере течения времени, становились все более влиятельными менторами Бендлера, владели тогда небольшой дачей в деревне, недалеко от Санта Круз. Они позволили ему построить на своей земле домик. Некоторое время Бендлер жил там с подругой и собакой.

В начале Бендлер записался на курсы философии, математики и информатики. Однако по мере течения времени его интересы все более сконцентрировались на науках, занимающихся человеческим поведением. Особое внимание он посвящал, наряду с новейшими методами терапии, такими как рольфинг и семейная терапия, прежде всего работам Перлза.

Перлз, создатель гештальт-терапии, переживал в это время, согласно своей оценке, период пиковых возможностей в области педагогической работы и писательского творчества. В декабре 1969 он подписал с Робертом Спитцером договор на несколько книг. Их темой должна была стать философия и психотерапевтическая практика гештальт-терапии. К сожалению, неожиданная смерть Перлза в 1970 поставила под вопросом этот проект. Перед Спитцером встала проблема, что делать с обширным материалом, оставленным Перлзом. Вначале он обратился к некоторым ученикам Перлза с просьбой помочь при издании этих работ. Поскольку они отказались от его предложения, он представил его в 1972 году Ричарду Бендлеру. Бендлер получил задание выбрать и записать вводные гештальт-сессии Перлза. Транскрипции должны были дополнить авторский текст. Спитцер писал позднее, что Бендлер почти как помешанный, день за днем надевал наушники, смотрел фильмы и готовил точные транскрипции. Интенсивная работа привела его к тому, что Бендлер начал говорить и вести себя как Перлз. Спитцер с юмором описывает, что пару раз поймал себя на том, что случайно назвал Бендлера "Фриц".

Первой вышла незаконченная рукопись Перлза The Gestalt Approach (гештальт-подход). После этого вышла вторая книга Eye Witness to Therapy (Свидетель терапии), которая в большинстве состояла из транскрипции учебных фильмов Перлза. Два года спустя Бендлер опубликовал следующее собрание избранных транскрипций под титулом Legacy from Fritz (Завещание Фрица).

Несмотря на то, что Бендлер не знал Перлза лично, ясно видно что, благодаря работе над публикациями, он попал под его влияние.

Весной 1972 года Бендлер, разочарованный чуждым обычному опыту содержанием академического curriculum, организовал в Кресж Колледж занятия по практике гештальт-терапии, используя возможность, предоставленную студентам последних курсов самим планировать и проводить занятия. Студенты, участвующие в таких занятиях, получали документы об их прохождении, которые также признавались, как и выданные профессорами.

Несмотря на многие программные сходства с основами гештальт-терапии Перлза (относящейся к так называемой гуманистической терапии), работа этих групп, в семидесятых годах, в принципе была направлена скорее на групповую динамику и сконцентрирована на движении аутентичности. Поэтому группа Бендлера существенно отличалась от обычных групп встреч. С самого начала его интересовал анализ терапевтического воздействия гештальт-теории в рамках группы. Кроме этого, упражнения на семинарах открыли перед ним возможность развить собственную, до этого времени остающуюся лишь в теории, практическую компетентность.

Вначале Бендлер сам вел группы. Потом в это включился Джон Гриндер. Бендлер лично ввел его в терапевтический процесс.

Джон и Ричард составили договор: Ричард должен был познакомить Джона с тем, как вести гештальт-терапию, а Джон должен был помочь осознать Ричарду, что он конкретно делает в это время. С этой целью Джон начал регулярно участвовать в работе группы по понедельникам и моделировать Ричарда. Ричард давал ему понять, какие из паттернов, по его мнению, самые важные, акцентируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард.

Моделирование - процесс, в котором главное - научиться специфические способности одного человека передавать другому, так чтобы последний мог их практически использовать. Вначале моделирование применялось в Соединенных Штатах во время тренингов в области торговли под названием Мастер Моделирования (Master-Modelling). Бендлер и Гриндер впервые применили его в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом Бендлером, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков.

Гриндер внес, таким образом, в сотрудничество с Бендлером лингвистические знания и свой опыт создания моделей. Бендлер в то же время имел опыт, касающийся современных терапевтических школ, таких как гештальт-терапия, семейная терапия, рольфинг и рейки. Кроме того, он проявлял необыкновенный талант к точному копированию поведения других людей.

Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт-терапию, группы Бендлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Высокой котировкой эта группа благодарна личности Ричарда Бендлера, который уже тогда, характерным для своего молодого возраста способом, необычайно энергично стремился к реализации своих проектов.

Ричард Бендлер познакомился с Вирджинией Сатир, создателем Терапии Целой Семьи (Conjoint Family Теrару), также благодаря Роберту Спитцеру и его жене. Спитцер знал Вирджинию Сатир не только по ее публикациям в своем издательстве, он был также ее официальным представителем в Mental Research Institute (MRI) в Пало Альто. Ричард Бендлер и Вирджиния Сатир встретились впервые в 1972 году, на даче Роберта и Беки Спитцеров, находящимся на той же земле где жил Ричард. В этот день там присутствовало около тридцати человек, чтобы поддержать Вирджинию Сатир в работе с израильским другом семьи Спитцеров.

Вскоре после этого Бендлер сопровождал Спитцеров в Рено для встречи с Бадом и Мишель Болдвин. Они организовали курсы с Вирджинией Сатир, в программе которых оказалась также практическая демонстрация ее работы с двумя семьями. Ее деятельность произвела на Бендлера необыкновенное впечатление.

В это время, еще перед началом работ над публикациями Перлза, Роберт Спитцер попросил Бендлера записать на пленку один из семинаров Вирджинии Сатир и сделать его транскрипцию. Для этого Бендлер должен был поехать с ним в Канаду, где Сатир четыре недели проводила обучение. Спитцер планировал использовать полученный материал в книге. Он также был согласен с женой в том, что возможность наблюдать Вирджинию Сатир во время работы может пригодиться Ричарду Бендлеру.

Следующие несколько месяцев Бендлер занимался транскрипцией обширного материала. Также и в этом случае интенсивная работа над записями привела к тому, что с определенного момента он стал перенимать интонацию и фразеологию Вирджинии Сатир. Как обычно Бендлер продемонстрировал свой необыкновенный талант быстрого и эффективного обучения образцам поведения других людей. Прежде всего он использовал стратегию, которую ранее применял в музыке. Если он хотел обучиться стилю игры музыканта, которым восхищался, он так долго слушал записи его произведений, пока ему не удавалось олицетворить себя с ним настолько, что он мог достаточно хорошо его имитировать.

С 1972 по 1974 Бендлер участвовал в тренировочных программах Вирджинии Сатир так часто, как только мог. Он чаще всего отвечал за их видео и аудио запись. Сатир представила в это время, кроме прочих, два терапевтических инструмента, над усовершенствованием которых она работала с половины шестидесятых годов. Она назвала их "приём для частей" (Parts Party) и "реконструкция семьи".

Бендлер был так восхищен ее способностью все замечать и терапевтическими знаниями, что ввел ее методы в свою работу с группами. Таким образом в них применялись как методы гештальт-терапии, так и опыт Вирджинии Сатир.

В начале 1974 года Бендлер и Гриндер начали реализацию проекта Мета Модель, который стал основой для нейролннгвистического программирования. В рамках группы, встречи которой происходили в расположенном на Миссион Стрит в Санта Круз доме, где проживали студенты, они начали работу над методами получения информации.

В этот период выделился стержень постоянных участников Почти все они стали впоследствии известными деятелями НЛП, в создании которого они активно участвовали. Вначале группа занималась методами консультации для пар, гештальт-терапией и "семейными скульптурами", еще одной методикой совершенствуемой Вирджинией Сатир в рамках семейной терапии. Кроме прочих в нее входили: Лесли Камерон, в будущем жена Ричарда Бендлера, Джудит ДеЛозье, которая выйдет замуж за Джона Гриндера, Франк Пьюселик, Байрон Льюис, Девид Гордон, Стив Гиллиген, Мерибет Андерсон, Джим Айхер, Поль Картер, Терренс МакКлендон и Роберт Дилтс.

Основой исследований в группах Мета Модели было допущение о том, что исключая методы ориентированные исключительно на тело, вербальная коммуникация между терапевтом и клиентом является центральным пунктом каждой терапевтической работы. Было принято, что в вербальной коммуникации Перлза и Сатир можно выделить специфические языковые образцы, указывающие на проблемные процессы и вызывающие изменения. Первое определение этих языковых паттернов и проверку их воздействия дало лингвистическое знание Джона Гриндера.

Результаты исследований были опубликованы в 1975 году в издательств


Что интересного на портале?