Решение-ориентированное консультирование, solution talk

Если вдруг вы, как психолог-консультант, работаете с разумными людьми (такое бывает), то им нужно решение проблемы, а не глубокие психологические разборы. Объяснив глубокие психологические причины, вы когда-то снимете с клиента чувство вины, когда-то, напротив, нагрузите его этим чувством, но вопрос от этого сам по себе не решается. Решит его сам человек, если включит голову и использует помощь других умных людей, например - вас, как консультанта.

Консультирование, ориентированное на решение, этим и занято: оно помогает клиенту собрать нужную информацию, собрать себя, подтянуть имеющиеся ресурсы и принять то решение, которое будет шагом вперед.В этой традиции чаще всего работают представители краткосрочной позитивной психотерапии и, когда это актуально, психологи синтон-подхода.

В рамках позитивной психотерапии активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»). Наиболее применяемые приемы:

  1. «Опора на прогресс»: Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась? Как Вы думаете, почему? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?
  2. «Фантазии о будущем»: Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: Если бы мы встретили Вас, когда у Вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что Вам помогло?», то что бы Вы ответили? Что еще могло бы Вам помочь?
  3. «Благодарности авансом»: Продумайте, как Вы будете благодарить людей, включенных в Вашу программу за помощь. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.
  4. «Проблема как решение»: Чему научила Вас эта проблема? Чем она была полезна для Вас?
  5. «Новое позитивное название»: Придумайте какое-нибудь хорошее имя для Вашей проблемы, чтобы мы могли использовать его в беседе. Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.

Что интересного на портале?