Агрессивность. Основной причиной агрессивного поведения является дефицит уверенности в себе. Агрессивность выступает одной из форм компенсации неуверенности, защитной формой поведения и связана с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям.
Как правило, агрессивные люди тревожны. Агрессивные формы поведения позволяют человеку проявить себя в роли, более приемлемой в обществе, и не позволяющей другим совершать какие-либо посягательства на его личность и индивидуальные особенности.
Агрессивное поведение всегда имеет причины:
1. Сигнал внутреннего дискомфорта. В большинстве случаев люди агрессивны, так как они недовольны собой, считают себя неуспешными в чем-либо. Неуспешность в какой-либо области (успеваемость, отношения со сверстниками и др.) – это одна из основных причин агрессии.
2.Причиной агрессии может быть и дефицит одобрения и поддержки со стороны окружающих. Холерический темперамент (импульсивные, раздражительные), особенности нервной системы
3. Нет знаний, как реагировать в сложных ситуациях
4. Защита от происходящих неприятных событий
5. Подражание поведению сверстников
6. Агрессивное поведение в семье и в отношениях родителей.
Признаки агрессивных студентов:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Способы снятия агрессивности студентов и ее нейтрализации:
1. Трансформация в созидательные цели, увлечения: включение агрессивных студентов в формы деятельности, которые могут их увлечь и помочь трансформировать агрессивность в созидательное направление.
Например, возложение ответственной функции в учебной группе; поручения, дающие возможность проявить себя; ненавязчивый учет мнения агрессивных студентов относительно решения вопросов внутри группы или в процессе обсуждения на учебных занятиях: «А как ты думаешь, кто бы лучше всего смог нарисовать стенгазету?», «Как ты считаешь, кто в нашей группе мог бы придумать лучший номер художественной самодеятельности?», «А ты, (имя студента), стал бы использовать этот метод?» и т.п.
Включение студентов в общественную жизнь группы также способствует трансформации агрессии в созидательное русло: «Может тебе стоит принять участие в (конкурсе, мероприятии, и т.п.). Я думаю, у тебя получится». «Поможешь в рисовании стенгазеты? Мне кажется, ты неплохо рисуешь».
Стоит помнить, что вышеуказанные высказывания должны звучать в виде предложения и не должны иметь оттенка наказания или санкции.
2. Трансформация в творческую деятельность помогает снять напряжение и разрядить агрессивные импульсы, но и может сформировать ощущение включенности, востребованности, поддержки, которых зачастую не хватает агрессивным людям.
3. Физическая рязрядка.
4. Проговаривание негативных эмоций. Обучение агрессивных студентов приемлемым способам выражения агрессии и формирование умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки агрессии. Можно предложить такому студенту спросить у психолога, как научиться контролировать себя. Также можно поинтересоваться, почему студент ведет себя определенным образом – дать ему возможность проговорить свои чувства.
5. Резкое подавление агрессивности часто может только усиливать ее проявление. Наиболее сильные вспышки агрессивности проявляются при ограничении свободы и ответной агрессии.
Для нейтрализации агрессивного поведения студента необходимо конструктивное реагирование на него. Этому могут способствовать следующие техники:
- использование Я-сообщений (сообщение о чувствах, которые вызывает агрессивное поведение: «Меня огорчает, что ты такой агрессивный», «Я чувствую твою безответственность», «У меня вызывает тревогу твое поведение», «Я беспокоюсь о твоем поведении по отношению к кому-либо». В этих сообщениях по отношению к агрессивному нужно начинать с местоимения «Я».
- выражение просьбы вместо выражения ответного гнева или агрессии: «Я прошу тебя поступать именно так. Я прошу тебя перестать грубить».
- назначение санкций, которые должны быть реалистичными и значимыми для агрессивного человека: «Если ты еще раз так поступишь, я перестану помогать тебе в трудных ситуациях (конкретизировать, каких именно). В последствии санкции должны быть реализованы, ведь именно отсутствие санкций за агрессивное поведение является стимулом для усугубления его проявления.
- интонация спокойная, задумчивая, но не язвительная, грубая или напористая, неторопливость реагирования, сохранение спокойствия.
Ошибки в реагировании на агрессивное поведение студентов:
- встречное нападение
- высказывание вопроса о мнении других людей («А как твои родители реагируют, когда ты так себя ведешь?», «А как поступает твой тренер, когда ты ему грубишь?»)
- высказывание вопроса об источнике информации относительно неприемлемого поведения («Кто тебе сказал, что ты можешь так себя вести?»
- грубые формулировки
- высказывания о правах и обязанностях («ТЫ не имеешь права так себя вести»)
- высказывание вопроса об отношении («Ты считаешь, что я недостаточно строгий, твердый?», «Ты думаешь, что я не могу наказать тебя за это?»).
Стратегия поведения
Конкретные примеры стратегии
Стиль поведения
Последствия
Резкое подавление агрессивного поведения
“Прекрати!” “Не смей так говорить», «Замолчи», «Закрой рот» и тп
Агрессивный (может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время, в другом месте)
Закрепление агрессивных форм поведения
Игнорирование агрессивных вспышек
преподаватели делают вид, что не замечают агрессии
Агрессивный (продолжает действовать агрессивно)
Студент думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются
Студенту дают возможность выплеснуть агрессию приемлемым способом, но в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно, обозначая санкции и реализуя их в случае невыполнения
Если студент разгневан, можно вовлечь его в процесс, который снимет его гнев. Можно рассказать об альтернативных способах поведения, спросить, знает ли сам студент о том, как можно поступить по-другому.
Скорее всего, научится управлять своим гневом
учится анализировать различные ситуации в том случае, если есть примеры тактичного поведения в окружающей среде.