Реклама как двигатель избыточного потребления, или Мнение коровы нас не интересует

Это эссе является попыткой соориентироваться в современном экономическом поле, понять какое место в нем занимает потребитель средней руки (на собственном примере), в какие отношения он вступает с другими субъектами рынка. Ну и покритиковать рекламу :)

Основной ресурс экономического пространства – это деньги.
Распределение этого ресурса не является справедливым и подчинено законам экономики, а не этики (которая ратует за справедливость). Закономерности рыночной экономики таковы, что этот ресурс в большей степени сосредотачивается в руках относительно небольшой прослойки людей, приближенных к власти и денежным потокам. На долю остальных остается значительно меньше.

Не смотря на то, что я живу в городе, который является самым богатым городом моей страны, меня с натяжкой можно включить в средний класс. И факт остается фактом — мне постоянно не хватает этого ресурса.
Я не хочу красть, отбирать у других силой или обманом этот ресурс. Я стараюсь занять в обществе и в экономическом пространстве такую позицию, при которой мой товар был бы востребован людьми, и они сами бы хотели его у меня купить, сами бы меняли свой ресурс на то, что я им предлагаю. Мой товар – это мои знания и умения как психолога, опыт помощи людям в сложных жизненных обстоятельствах и катализирование развития личности клиента.

Я не хочу навязывать ничего, не хочу манипулировать, воздействовать рекламой на людей, я просто хочу, чтобы люди, которым нужно то, что я могу им продать сумели найти меня на рынке и купить это у меня. Таким образом, я буду получать необходимый мне ресурс – деньги, а люди будут получать необходимый им психологический, личностный, информационный и так далее ресурс от меня.

Естественно, что занимая такую позицию, я и от людей ожидаю, что они также будут относится ко мне с аналогичной позиции. Тех людей и компании, которые разделяют такое отношение к взаимному обмену ресурсами, я уважаю и считаю их единомышленниками, я стараюсь иметь дело именно с такими субъектами рынка.
Но разумеется у людей есть и другие взгляды на то, как у меня изымать имеющийся денежный ресурс. Я опускаю уголовные способы – на них есть охранительная система и способы защиты, которые я использую — и перехожу к распространенному и привычному способу манипулятивного извлечения этого ресурса у меня и других людей – маркетингу и рекламе, как главной его составляющей.

Я настолько привык к тому, что вокруг меня реклама и мне постоянно всеразличными способами навязывают разные товары и услуги, что воспринимаю это как органичную и нормальную часть повседневной жизни. Однако, если исходить из вышеописанной позиции и места в экономическом пространстве, то получается, что это противоестественная часть таких отношений.
Все люди с облегчением бы выдохнули, если бы вся реклама какая ни есть исчезла бы из мира (ну кроме тех, кто ее делает, им бы пришлось искать работу и заняться уже каким-нибудь полезным делом). Больше времени и внимания уделялось бы естественному наслаждению жизнью. Меньше бы его уходило на отвлечение на рекламу и навязчивые предложения. Уменьшилась бы информационная нагрузка, создаваемая рекламой, что в условиях постоянного информационного переизбытка воздействующего на человека, было бы драгоценным подарком.

Но реклама приносит с собой еще больший вред, нежели кража нашего времени и удовольствия от жизни. Мы находимся под постоянным информационным давлением рекламы – щиты, мигающие плазменные панели и вывески на улицах, плакаты и звуковые объявления в общественном транспорте, реклама на радио, листовки на доске рядом с подъездом и в почтовом ящике, в интернете — баннеры, вставки в видеролики (это последнее сейчас особенно раздражает, ну ничего привыкнем…), спам, реклама на сайтах, рассылки в соцсетях, нашпигованная рекламой культура – от разодетого в одежду определенной марки рэпера, при этом носящего наушники также только одной фирмы (я имею ввиду Нойза МС) до скрытой рекламы в фильмах и передачах. Рекламщики все больше изощряются в том, как подсунуть соблазнительную картинку, как скрыто простимулировать человека расстаться с ресурсом.

В результате я начинаю хотеть машину, хотя мне не нужна, красивую и дорогую одежду популярных марок и регулярно обновлять гардероб, хотя и то, что есть еще можно было бы носить и носить, телефон, ноутбук и планшет – обязательно айфон и так далее.
Я давно уже начал противостоять этому давлению и всегда стараюсь принимать обдуманные решения о покупках товаров и услуг и отслеживать нет ли в моем решении рекламной составляющей, не прячется ли за ним яркорозовое улыбающееся лицо рекламной индустрии. Но я вынужден и на это тратить свои силы и время.

Итак, реклама — инструмент манипулирования подсознанием человека, который изготавливают и совершенствуют одни люди, зарабатывая на этом большие деньги для других людей, зарабатывающих на этом еще большие деньги. При этом потребитель в этой экономической цепочке получается дойной коровой, которая существует только для то, чтобы пережевывать то, что ей внушают и доиться деньгами. Что, кстати говоря, заставляет человека искать дополнительные способы каким-нибудь образом их добыть. У некоторых это принимает совсем плохой оборот, они, чтобы обеспечить раздутые потребности, либо включаются в эту систему насильственного выкачивания ресурса из людей, либо очень много работают, становясь просто роботами по зарабатыванию и тратам этого ресурса, автоматами, через которые проходят шуршащие денежные потоки.

Меня никто не спрашивает хочу ли я вообще подвергаться рекламной обработке. Это нужно дядям с большими кошельками и многочисленным пиявкам и исполнителям, которые выполняют всю эту хлопотливую работу, а тебя, дойный ты наш, чего спрашивать? Я еще опускаю тот момент, что за деньгами, за производством и потреблением товара стоят реальные природные ресурсы, которые уничтожаются с космической скоростью и могут привести к настоящему мировому экономическому и экологическому, просто к тотальному кризису, когда нечего будет есть, нечем будет снабжать электро и прочие станции, вообще всем настанет вселенский кирдык, если будем продолжать взращивать себя как человека потребляющего.

Я со своей стороны могу только продолжать лучше понимать способы выкачивания из меня денег, противопоставлять им осознанное и этичное участие в экономических отношениях. Продолжать проводить свою позицию этичного/экологичного потребления и кооперироваться с людьми, разделяющими ее.


Что интересного на портале?