Я: "Анечка, я понимаю, что ты что-то хочешь, но когда ты говоришь таким голосом я не понимаю, что конкретно ты хочешь. Давай ты поправишь личико, и скажешь что тебе нужно".
Аня: Распрямляет плечики, улыбается, но брови сведены, продолжает стонущим голосом: "Нееет носочков".
Я: "Аня, бровки тоже расправь, и скажи, что тебе нужно. Ты хочешь меня о чем-то попросить? Если да, то так и скажи".
Аня: Вдруг, как-будто скидывает маску и обычным тоном с бодростью говорит: "Мамочка, я хочу тебя попросить: дай мне носочки!"
Я: "Аня, какая ты у меня молодец, умеешь четко сказать! Я теперь тебя понимаю, пойдем дам носочки".
...Оказалось, что Аня практически всегда просит меня со стонами в голосе. Также у нее есть страхи (типа: я лежала, не вставала, хотя давно проснулась, но боялась к тебе подойти, думала, что будешь ругать меня). Как нас учил Николай Иванович, я решила дочку обучать правильному формату поведения.
С чего начала: "Хочешь попросить - не ной, а говори что тебе нужно".
Аня: "Ма-ама, не вытирай мне голову (после ванны), я не хочу".
Я:" Аня, скажи, а что ты хочешь?"
Аня: "Хочу, чтобы волосы были гладкими, как сейчас" (волосы мокрые и лежат ровно).
Я: "Аня, тогда давай вытрем их и причешем, они будут гладкие, но посушим, хорошо?"
Аня: "ДА" или
Аня: "Мама, у меня нет платочка!"
Я: "Аня, так, и что ты хочешь, скажи".
Аня: "Мама, прошу тебя, дай мне платочек, у меня козюля, во-от смотри какая! ))"
Да, подобных ситуаций много. Ребенок часто сначала говорит, что она НЕ хочет, что ей НЕ нужно. Моя задача - переводить жалобы и НЕ ХОЧУ в прямые просьбы.
Второй этап: "Поправь личико!"
Я объяснила Ане, что когда хочешь что-то попросить, вначале нужно "поправлять личико". Интересно, у меня это сработало не сразу.
Аня поцарапала пальчик, и с разнесчастным лицом пришла ко мне жаловаться. Моя реакция: "Аня, радость, конечно пожалею, только поправь личико! Мы же с тобой об этом говорили!". Аня распрямила плечи, надела улыбку, но при этом все равно умудрилась стонуще, полуплача просить то, что ей надо. Я попробовала обратить ее внимание на интонации: "Сделай интонации довольные!" - это не сработало, лицо сжалось в маску. Но я продолжала пробовать, искать, и когда попросила Аню распрямить бровки, случилось чудо! - у Ани появилось довольное выражение личика.
Теперь Аня правильно "одела лицо" и сказала:
Аня: "Мама, пожалей меня пожалуйста, я пальчик поцарапала!"
Я: "Ты хочешь, чтобы я тебя обняла?"
Аня: "Да, мамочка!"
Обнимаемся, дуем на пальчик, Аня уходит довольная.
Хочу, чтобы дети мне доверяли, а не боялись и скрывали что-то. Аня рассыпала соль и с испуганными глазами (господи, у нее уже испуганный взгляд, значит, я уже ее напугала) чуть ли не шепотом сказала: "Ма-ама...я соль рассыпала...." и она даже как-то пригнулась:-((
Я: весело, пародийно: "Да ты что?! Ну, бывает. Молодец, что сразу ко мне пришла, я знаю, что мы будем делать. Давай веником все подметем?"
Аня: "Давай, и у меня есть мой маленький веничек!"
Я: "О, Правильно, неси его, а я помогу!"
Дружно подметаем.
Я: "Ань, соль, такая сыпучая, давай в следующий раз держать ее не в блюдечке, а в баночке, а то она опять убежит, как думаешь :-) ?"
Аня, улыбаясь: "Даваай!"
Думаю, что она в следующий раз, если что-то случится придет ко мне.
Аня: "Мамочка, я боюсь, в темноте там какая-то рожица".
Я: "Аня, давай выбираем быть смелыми и с сегодняшнего дня все бояки отменяются!"
Аня подумав: "Хорошо, а бояться будет Алешка" (старший брат:-), смеется )
Я: "Аня, спой мне и папе пожалуйста!"
Аня глаза в пол и лукаво глядя исподлобья:" Я стесня-яюсь!"
Я: "Аня, мы тебя все любим и поможем если нужно, так что стесняться нечего, а потом мы решили, что все бояки отменяются!"
Аня: "Хорошо"
Поет песни.
Я поняла для себя, что ребенку нужно повторять шаблон поведения постоянно. Не лениться. Как только это войдет у него в привычку, когда он поймет правило, он сделает как нужно. Я еще наблюдаю и учу. Наблюдаю с удовольствием, потому что есть результат. Спасибо, Николай Иванович, за Теорию психоанализа эмоций, это - чудо!