Развитие привязанности у ребенка

Есть книги, которые становятся любимыми, к которым хочется возвращаться снова и снова. Вот из одной такой книги я и хочу поделиться с вами интересным материалом. Я его здесь попытался кратко изложить. Если для кого-то этот материал окажется не нов, то прошу прощения, ну а тем, для кого он таковым окажется, желаю интересного прочтения.

И так, Развитие привязанности у ребенка, концепция Джона Боулби!

Дети очень сильно зависят от взрослых, и поэтому ребенок обладает особыми моделями поведения, которыми он обеспечивает себе присутствие взрослого, без которого ребенок может погибнуть. Данное поведение, присутствующее у детей, в подростковом возрасте изменяется, происходит его переориентация. Ребенок привязан к взрослому, а подростка уже интересуют незнакомые объекты. Плач – пример такой модели поведения у ребенка, призванной привлечь и удержать взрослого рядом. Плач является сигналом того, что что-то не так. Ребенок плачет, и родитель приходит ему на помощь.

           От 0 до 3 месяцев ребенок одинаково реагирует на всех взрослых. Только что родившийся малыш любит слушать голоса и разглядывать лица. Уже через 10 минут после рождения ребенок предпочитает лицо человека другим объектам.

           В 2 месяца (на 5 – 6 неделе) у ребенка возникает социальная улыбка. Малыши улыбаются при виде человеческого лица и ищут контакта глазами со взрослым. Теперь родители имеют «доказательство» любви малыша. Улыбка способствует взаимному проявлению любви и заботы и увеличивает шансы малыша быть здоровым и жизнеспособным.

В это время ребенок начинает ворковать и гулить, в основном когда слышит голос и видит лицо человека. Это стимулирует взрослого говорить с ним.

В период с 3 до 6 месяцев ребенок фокусирует внимание на знакомых людях: улыбается, гулит и лепечет при виде знакомых лиц. В 5 месяцев начинает тянуться и хвататься за знакомого человека.

С 6 месяцев до 3 лет ребенок чаще привязан к одному человеку, при разлуке с которым он плачет и проявляет тревогу. Теперь его расстраивает, в отличие от других периодов, разлука с определенным человеком, как правило, матерью.

В 7-8 месяцев у ребенка возникает страх незнакомцев.

К 8 месяцем ребенок уже обычно умеет ползать и может активно следовать за удаляющимся взрослым.

В возрасте 1-2 лет дети, как правило, на прогулке сначала находятся со взрослым, а через некоторое время отваживаются на самостоятельное исследование. Ребенок часто оборачивается назад, обменивается со взрослым взглядами и улыбкой, иногда возвращается к нему. Ребенок использует мать в качестве надежной отправной точки для исследования мира. Если ребенок уверен, что мать его любит и всегда будет рядом, он активно и смело занимается исследованием.

С 3 лет до окончания детства для ребенка характерно партнерское поведение. Если раньше фраза взрослого о том, что он «уходит на минуту к соседям за молоком» ничего не значила – он просто хотел идти за взрослым, то ребенок указанного возраста позволит взрослому уйти.

Дж.Боулби утверждал, что страх одиночества – один из самых сильных человеческих страхов. За этим страхом стоят веские биологические причины, так как на протяжении всей истории человеку легче удавалось преодолевать кризисы и противостоять опасностям, находясь в обществе близких людей. Потребность в тесных связях, по мнению Дж.Боулби, заложена в природе человека.

Еще в нашей книжке написано про то, что происходит, когда все идет не совсем так, как было описано выше.

2015-01-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?