Размышления о границах

«Внутри каждого из нас скрывается ребёнок, которым мы когда-то были. Он основа того, кем мы стали, кто мы, и кем мы будем». 

 

Во многих направлениях психотерапии встречается термин «личностные границы». Клиенты нередко обращаются за психотерапевтической помощью с запросами, являющимися следствием нарушений этих границ. В гештальт-терапии мы акцентируем внимание на границах клиента, так как, согласно методологии гештальт-подхода, без границы невозможен контакт со средой [1]. Одни из базовых понятий гештальт-терапии, это «организм-среда» и «граница-контакт» [1]. Взаимодействие организма со средой происходит на границе контакта и именно здесь он получает новые ощущения, новые эмоции, новый опыт. Для того чтобы этот опыт возник, необходимо наличие и ощущение границы. Например, обладая чувствительностью к телесным ощущениям, человеку легче ощутить как удовольствие, так и боль. И наоборот, если эта чувствительность нарушена, то и новых ощущений не возникает. Таким образом, человек может находиться в отношениях, которые его медленно и верно разрушают, но ничего не чувствовать или же страдать от одиночества и при этом отвергать людей. Осязаемый пример личностных границ ‑ это внешняя граница кожи, часто её еще называют «внешняя граница телесности» [2]. Существуют личностное пространство человека – расстояние вытянутой руки и социальные границы, которые характеризуются расстоянием до объекта или субъекта, обычно это около 2-3 м. Нарушение границ возможно не только, если человек вторгается в личностное пространство другого, но и обращается с ним, игнорируя его мнение и потребности. Личностные границы оформляются на протяжении взросления человека. Существуют множество теоретических моделей периодизации личностного развития (Фрейд, Лоуэн, Э.Эриксон, М. Малер, гештальт-подход, модель бодинамического анализа и т.д.). Каждая из этих концепций содержит свой взгляд на этапы психического развития человека. Прежде всего, нас интересуют периоды, которые наиболее важны в плане ощущений собственных границ и их изменений.

Личностные границы возникают в достаточно раннем возрасте и связаны с самоощущением, которое можно выразить предложением «Я есть». Человек появляется на свет вследствие слияния мужской и женской половой клетки и 9 месяцев длится внутриутробное развитие. На данном этапе развития скорее уместно говорить о диаде «мать-дитя», собственные ощущения ребенка, несмотря на то, что на поздних сроках беременности он уже слышит и ощущает, слабо дифференцированы и зависят напрямую от состояния матери. Вне симбиоза с матерью существование ребенка невозможно не только во время внутриутробного развития, но и в первые месяцы после родов. Часто можно с удивлением обнаружить, что мама по тону крика малыша может определить его потребность. Вместе с тем, начиная с первых месяцев жизни, у ребенка начинает формироваться ощущение себя, которое он приобретает в отношениях с окружающими, в первую очередь с матерью. Это происходит посредством тактильных контактов, невербального и вербального общения. Именно тактильный контакт позволяет малышу ощутить поверхность собственной кожи, определить внешние границы собственного тела. В дальнейшем эти телесные ощущения становятся фундаментом, на котором постепенно зарождается последующая психическая жизнь. Если ребенок получил достаточно хороший уход, то собственная телесность будет сигнализировать ему о том, что он существует. Нарушения на данной стадии развития ребенка приводят в будущей жизни к крайне негативным последствиям, в виде потери контакта с собой, с собственным телом, и как следствие, потерей контакта с миром. Во взрослой жизни такому человеку сложно опираться на себя, распознавать свои ощущения и желания. Сталкиваясь с такими случаями в психотерапии нам крайне важно восстановить границу контакта, обнаружить её. Это происходит путем обращения к телесным ощущениям клиента с помощью специальных упражнений и экспериментов. Например, можно (предварительно обсудив с клиентом) прикоснуться к нему, в ответ, он пытается распознать свои эмоции и отношение, которое характеризует данное прикосновение и т.д. В гештальт-подходе и различных направлениях телесно-ориентированной психотерапии существует множество экспериментов и упражнений по развитию чувствительности [1,3,4].

Примерно с 4 месяцев до 3 лет крайне важный этап в психическом развитии ребенка. Он научается распознавать свои эмоции, говорить «да», «нет», пробует исследовать мир. Социализация происходит в отношениях с близкими: с матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и т.д. В результате прохождения данного этапа развития у ребенка формируется четкое ощущение границ окружающего мира. С помощью близких ребенок начинает понимать, что можно делать, а что нельзя, научается обходиться с интенсивными эмоциями. Родитель выполняет функцию контейнера для переполняющих ребенка эмоции, а именно находится рядом с ним, обнимает его, либо просто находится рядом. Тогда у ребенка формируется ощущение, что он может справиться с сильными эмоциями различного спектра, как негативными, так и позитивными. Упорядочивание активности ребенка на данном этапе развития необходимо, чтобы у ребенка формировалось четкое ощущение ориентиров в мире. Субъективно это выражается в понимании того, что не все в мире подчиняется его желанию, ребенок научается откладывать удовлетворение своих потребностей, у него появляется «внутренний» контейнер для собственных эмоций – или так называемая «внутренняя граница телесности» [2]. Однако если запреты и долженствования постоянно слышны от родителя, то, скорее всего, такой человек вырастет в будущем с очень жесткими личностными границами и подавленной активностью к действию. Обращение с собственными эмоциями крайне важный навык зрелой личности. Множество клиентов психотерапевта испытывали затруднения на данном этапе развития. Во взрослой жизни таким людям крайне сложно дифференцировать собственные эмоциональные состояния, у них часто возникает ощущение «переполнения» эмоциями. Часто это может привести к компульсивным действиям, внезапным вспышкам агрессии, повышенной тревожности. При работе с клиентами крайне важно выполнять функцию «контейнера» ‑ находиться рядом и выносить их эмоциональное состояние. Обучать клиента обходиться с собственными эмоциями. Постепенно у клиента возникает ощущение внутренней границы телесности, его эмоции перестают быть для него чуждыми и пугающими. Он становится более чувствительным к собственным потребностям.

Далее в своем развитии после 3 лет ребенок, проявляя физическую активность, исследует мир. На этом этапе развития ему необходим определенный уровень агрессивности. Агрессия в гештальт-подходе рассматривается как энергия к действию, к контакту с окружающим миром [1]. Ребенок в этот период развития совершает активные действия по исследованию окружающего мира, он «пробует мир на зуб». Главная психологическая задача, которую решает в этом возрастной период ребенок, можно обозначить словами «Я могу», «Я способен». Это фундамент для будущей автономии ребенка, возможности совершает активные, самостоятельные шаги. Границы мира в этом возрасте для ребенка расширяются. Он выступает активным деятелем. В этот период развиваются мышцы верхних и нижних конечной, мышцы спины, служащие опорой и поддержкой. Родители продолжают поддерживать его активность. Мир ребенка упорядочивается, упорядочиваются и его ощущения собственных границ и границ окружающей среды. Дальнейшая социализация приводит к соблюдению внешних границ мира, режимов сна, бодрствования. Энергия ребенка направляется в русло обучения играм и новым навыкам. Важным достижением этого возраста является то, что у человека появляется внутреннее ощущение «Я могу», «Я способен». В будущей жизни, люди, имеющие сложности при прохождении данного этапа развития, сталкиваясь с трудностями, сдаются морально и физически. Буквально клиенты описывают свои ощущения такими словами как: «я надломлен», «у меня нет сил», «у меня нет энергии для противодействия», «я обречен». Их собственная граница телесности недостаточна, буквально мышцы, отвечающие за границы и достижения (дельтовидные, трицепс, бицепс, подвздошно-большеберцовый тракт, бицепс бедра и т.д.) и находятся в гипоотклике, то есть они расслаблены [3]. Соответственно нет сил для противодействия трудностям. Таким клиентам крайне важно почувствовать свою собственную силу в первую очередь физическую. Мы не можем разделить ощущение силы на физическую и психологическую, они взаимосвязаны. В рамках психотерапии мы предлагаем клиенту определенные упражнения и эксперименты, где он может почувствовать себя сильным, способным. У него появляется (пусть вначале и на короткий период времени) хрупкое ощущение, что «Я могу выстоять», «Я способен». Данное ощущение является фундаментом, из которого появляется телесное переживание иной, укрепленной границы телесности и, соответственно, личностной границы. Контакт с миром приобретает другое свойство, человек переживает себя существующим в мире, активным, а не пассивно-принимающим.

По мере включения ребенка в учебную деятельность мир ребенка расширяется. Ребенок накапливает знания, общается с более обширным кругом людей: учителя, одноклассники и т.д. К этому возрасту у ребенка, как правило, есть ощущение себя, личностных границ. Именно в этот период вербальное общение постепенно выходит на первый план. Отстаивание собственных границ и посягательства на границы другого ребенка происходят не только с помощью действия, но и с помощью слов. Ребенок уже может что-либо попросить, отпугнуть обидчика, проявить любовь и нежность, высказать свое мнение, продемонстрировать свои знания. В этом возрасте он становится особенно чувствительным к вербальной агрессии и обучается способам обращения с нею. Важный момент развития в этот период-это появление принадлежности к группе, так называемое «мы – чувство». Границы ребенка становятся не только личными, но и социальными, групповыми. Как правило, сложности, которые ребенок испытывал на предыдущих этапах, преобразуются в сложности на данном этапе развития. Его могут не принимать в группу, могут выступать всем классом против него. В психотерапии часто имеешь дело именно с этим этапом нарушения личностных границ, когда люди испытывают сложности нахождения и взаимодействия в коллективе. Особенно сложны случаи так называемой «травли». Ресурсы одного ребенка недостаточны, чтобы противостоять целому школьному коллективу. Для этого необходима поддержка извне: товарищи, взрослые. Имея дело в психотерапии с данным типом разрушения границ, мы идем постепенно от самого начала зарождения личностных границ к этапу противостояния воображаемому коллективу. То есть для начала необходимо развивать общую телесную чувствительность клиента. Здесь терапевту на помощь приходят широко известные эксперименты по ресенсибилизации, развитие ощущений через прикосновения, работа с дыханием и т.д. Далее выходим на этап обретения собственной силы, которая характеризуется тонусом определенных групп мышц, а также ощущением «Я могу», об этом мы писали ранее. И завершает этап терапевтической работы, уже после подготовительной работы по восстановлению телесной чувствительности, этап противодействия воображаемому коллективу. Клиент научается вслух говорить, «нет», «отойди», чередуя это с определенным типом движения. Работа с данным типом нарушения границ (как впрочем и со всеми последующими) требует высокого уровня доверия, терапевт выступает в роли дополнительной поддержки для клиента.

Несколько слов хотелось бы сказать о гибкости границ, как условии творческой адаптации. Буквально, гибкость границ ‑ это телесная гибкость, имеющая отражение в теле в виде баланса процессов напряжения и расслабления. Умение быстро менять различные векторы движения. В условиях стремительно развивающегося информационного пространства человеку необходимо проявлять чудеса адаптации, проявляющиеся в его способности творчески приспосабливаться к любой ситуации. Общаясь с близкими, дорогими людьми, быть открытым и доверчивым, в ситуации угрозы, уметь говорить «нет» или физически отстоять свои границы. Гибкость – понятие характеризующая живой процесс, выходящий за рамки структуры. Обладая зажатой, напряженной телесной структурой, крайне сложно быть гибким и открытым и наоборот, находясь в расслабленном состоянии, крайне сложно быть твердым, отстаивать свою точку зрения. Баланс гибкости и жесткости границ нескончаемый процесс, характеризующий человека как активного творца собственной жизни.

Таким образом, личностные границы развиваются в процессе жизни человека, напрямую связаны с ощущением собственной телесности, телесной границы, составляющей основу идентичности. Граница является результатом контакта с окружающим миром. Соответственно, выстраивая определенный тип контакта в рамках терапевтических отношений, мы помогаем нашим клиентом обрести, либо восстановить их границы.

 

Список использованных источников:

1.      Масколье Гонзаг. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой [ пер. с фр. Велента Т.]. – М: Боргес, 2010. ‑128с.

2.      Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2007. – 732с.

3.      Телесная психотерапия. Бодинамика: [пер. с англ.] / Ред. –сост. В. Березкина-Орлова. – М.: Астрель, 2011. – 409с.

4.       Кепнер Джим. Телесный процесс. Часть вторая. – Воронеж, 2008. – 125с.




Что интересного на портале?