Психотерапия, как шаманизм постмодерна.

Шаманизм в данном случае - это метафора, указывающая на некоторую связь с вызовами, которые принимает психотерапевт, сталкиваясь с современностью, и имеющая параллели с функциями шамана в традиционном обществе.
Каковы эти параллели?
Шаман становится шаманом по воли духов, как психотерапевт становится психотерапевтом, приняв призвание. Это не отменяет того факта, что множество психотерапевтов стали таковыми по воле случая или другим причинам, и не имеют призвания к этой деятельности.
В целительных практиках шаман отправляется на поиски потерянной души, как психотерапевт обнаруживает потерянность клиента/пациента и его рассогласованность в мыслях, чувствах, желаниях и поступках.
Шаман способен проникать и связывать миры, как и психотерапевт призван проникать в миры, сотканные из смешения идей, идеологий, обрывков знания, которые не примиряются в картине мира клиента/пациента.
Психотерапевт может быть либо шаманом постмодерна, либо его жертвой.
Премодерн/Традиция - это путь от периферии к Центру, где Центр очевиден и более реален, чем периферия. Тут нет психотерапевтов, тут жрецы, шаманы, священники, старцы, ламы, раввины, муллы.
Модерн - это периферия ставшая центром, она уверена в своей реальности, но не уверена во всем окружающем. При этом тщательно исследует законы окружающего, порождая науку. Здесь священники и шаманы, уступают место ученым. Появляются психотерапевты.
Посмодерн - выдает центр за периферию, а периферию за центр, при этом не сам центр и не саму периферию, а осколки первого и второго, да еще смешанные между собой в разном соотношении. Отличить науку от лженауки невозможно, у кого маркетолог дороже, тот и наука. Священники становятся психотерапевтами, а психотерапевты буддистскими монахами или шаманами.
Шаман постмодерна не верит своему зрению, поэтому и сохраняет его. Он может нырять в пастафарианство, надев шапочку либерализма и ласты коммунизма, поплясать на ЛГБТ-параде и остаться собой, не увлекаясь и не смешиваясь с рекламными роликами проповедующими виртуальность, вытесняющую реальность. Он может отметить Курбан-байрам с мусульманами, поздравить верующих христиан с Пасхой, поприсутствовать на Бар-мицве, после утренней медитации и сохранить критическое мышление, с недоверием своему разуму, что и позволяет сохранять разумность.
Во что бы не верил психотерапевт, убеждая себя, что вместо веры у него знание, он либо шаман постмодерна, либо его жертва.



Денис Александрович