Психотерапия или личностное развитие? (Масколье)

Наши клиенты часто задают этот вопрос, вероятно, потому, что на него невозможно дать четкий ответ. Между данными понятиями нет существенных различий. Как показывает опыт, они взаимосвязаны так тесно, что в каждый момент времени с нами происходит и то и другое.

Я проводил трехдневный семинар под названием «Гештальт и видео». Во время работы каждому участ­нику предлагалось увидеть свое собственное изображение на экране и таким образом осознать различные проявления своего бытия в мире.

Камера у меня в руках, от нее протянут к телевизору десятиметровый кабель, что позволяет мне легко перемещаться. Жан в центре группы. Это его первый контакт с Гештальтом: он выбрал именно этот се­минар. Жан работает учителем в небольшом городке и постоянно чувствует себя под прицелом многих пар глаз - своих учеников, их родителей, городской администрации.

Утром второго дня нашего семинара Жан попросил меня с ним поработать. Вначале я сделал издали несколько кадров, поймав его в центре группы, и предложил ему рассказать о своих ощущениях - Жан от­метил, что его мышцы напряжены и дыхание затруднено. Осторожно, так как мне казалось, что доверие еще не установлено, я переместился, чтобы встать позади него и показать ему необычные кадры. «Именно с этой стороны меня видят мои ученики, когда я пишу на доске. Они могут запускать в меня маленькие стрелы!»

Мало-помалу его волнение, связанное с работой, возрастало. Наконец я заметил несколько микрожестов (его челюсть разжалась, руки расслабились), которые для него «привычны» и говорят о том, что можно еще немного приблизиться, не создавая ситуации вторжения. Я встал прямо перед ним и навел объектив камеры на его лицо.

Он наблюдал за собой с волнением и вдруг воскликнул: «Мой маленький Жан, у тебя испуганный взгляд!»

Я уменьшил освещение и переместил камеру так, чтобы показать лишь неясные контуры. Теперь на се­роватом экране были видны только его темные глаза.

«Но это глаза моей матери! Они всегда осуждающе смотрят на меня...». Я предложил Жану поговорить со своей матерью, вместо того чтобы говорить о ней. «Уходи, я не хочу тебя больше видеть. Я больше не хочу, чтобы меня осуждали.»

Что происходило у Жана на его первом семинаре: психотерапия или личностное развитие? Мне кажет­ся, эти два понятия можно разграничить по трем параметрам:

  • Первый касается запроса.

Запрос на личностное развитие формулируется следующим образом: «Я прихожу к вам, так как в моих отношениях с партнером возникли трудности», или «Я хочу развивать свои творческие способности», или, как в случае с Жаном: «Я не хочу больше опасаться чужих взглядов». Следовательно, личностное развитие направлено на решение проблем или поиск ресурсов. В большей степени внимание акцентирует­ся на улучшении самочувствия.

В терапии запрос часто более открытый, более общий: «Я прихожу потому, что страдаю от...». Он часто связан с общей неудовлетворенностью и, как правило, не может быть сформулирован конкретно. Напри­мер, это может быть экзистенциальная тревога, которая возникла в один из трудных периодов жизни (траур, уход детей из семьи, безработица).

  • Второй относится к длительности.

Личностное развитие может осуществляться в течение нескольких месяцев на отдельных семинарах или индивидуальных сессиях.

Так, Жан вначале записался на трехдневный семинар в Париже.

Углубленная терапия - это исследование собственной психики с ее светлыми и теневыми аспектами. Обычно терапия длится несколько лет.

  • Третий параметр связан с сопротивлением.

Избрав личностное развитие, клиент приходит с более конкретным запросом на изменения. Следова­тельно, он работает в основном над механизмами защиты, которые напрямую связаны с видимым симпто­мом. Жану, например, удалось выявить, что он проецирует на других жесткий взгляд своей матери, а по­тому уверен, что все за ним следят и смотрят на него с осуждением.

В ходе терапии клиент исследует различные формы сопротивления, проверяя, выполняют ли они еще свою защитную функцию или представляют собой «окаменелости», пережитки прошлого.

Часто первоначально формулируется запрос на личностное развитие. А затем, в течение первых меся­цев работы, часть клиентов расширяют свой запрос до терапевтического.

Через месяц мне позвонил Жан. Хотя его повседневная учительская жизнь улучшилась, остались слож­ности в отношениях с матерью. Жан решил пройти индивидуальную терапию. Я удивился, так как даже в конце семинара не предполагал такого запроса.

Жан проходил у меня индивидуальную терапию два года. Наше внимание было сосредоточено на его отношениях с матерью. Я подвергался мощному переносу. В разные периоды терапии я - разная мать: то приветливая, то фрустрирующая, то восхищающаяся, то любящая - список эпитетов можно продолжать до бесконечности! Период преконтакта длился при­близительно три месяца, и переломный момент в терапии наступил тогда, когда Жан решил, что больше не будет носить цепочку, которую подарила ему мать. «Я взрослый и хочу одеваться и жить, как считаю нужным, - впрочем, и ты тоже мне не мать!»


Что интересного на портале?