Психотерапевтическая машина времени

В своих зрелых работах Карл Густав Юнг уподоблял процесс психотерапии "великому деянию" средневековых алхимиков, вершивших тайну психической трансмутации под маской превращения черни в благородные металлы.

            Используя метафору Марселя Пруста, психотерапию можно назвать "поисками утраченного времени", времени, поглотившего миры наших переживаний, не соединившихся с нами в нашем повседневном присутствии. Что, если не этот поиск, представляет собой порой почти детективное, как в фильме "Молчание ягнят", порой страстное и азартное (на коне - жизнь!), как в повести Хулио Кортассара "Преследователь", великое алхимическое деяние воссобрания другого, целостного себя из разобщенной мозаики элементов среднестатистической "нормально неудавшейся жизни". Язык этого деяния все еще темен, умалчивает о многом, и большей частью на нем не говорится, а живется - это язык переживания, а не только сказывания и называния. Здесь всецело действует правило: понять (собрать) можно лишь часть того, что сделаешь и лишь после того, как сделаешь, а не вместо того.

            Итак, из горсти психотерапевтических метафор достанем ту, которая уподобляет психотерапию особого рода путешествию во времени. Как некую предысторию раскрытия этой темы вспомним рассказ Рея Бредбери, который, по странно-точному до деталей, как иногда бывает, совпадению, вводит ее основные линии в своем смысловом пространстве и языке. Рассказ называется "И грянул гром".

 

КЛУБОК ВРЕМЕН

 

В рассказе в далеком будущем изобретена машина времени, которая используется для охотничьих путешествий в отдаленное прошлое. И вот группа таких охотников отправилась на 60 млн. лет назад - эпоху динозавров. По первозданному лесу проложена парящая тропа из антигравитационного металла, чтобы не потревожить ни один цветок, ни одну травинку, не нарушить ничего в порядке того мира. Ибо, как предупреждают охотников, даже мельчайшее изменение может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому охотники стреляют только в тех динозавров, которые вскоре сами должны умереть.

            Если мчаться по времени вспять, "из пепла и праха, из пыли и золы восстанут, будто золотистые саламандры, старые годы, зеленые годы, розы усладят воздух, седые волосы станут черными, исчезнут морщины и складки, все и вся повернет вспять и станет семенем, от смерти ринется к своему истоку, солнца будут всходить на западе и погружаться в зарево востока, луны будут убывать с другого конца, все и вся уподобиться цыпленку, прячущемуся в яйцо, кроликам, ныряющим в шляпу фокусника, все и вся познает новую смерть, смерть семени, зеленую смерть, возвращения в пору, предшествующую зачатию". Герой рассказа в панике сходит с тропы и давит маленькую, красивую первобытную бабочку. По возвращении в настоящее сразу же ясно, что мир полностью изменился: " ...повалились маленькие костяшки домино ...большие костяшки ...огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время". Бабочка, ничтожное звено в цепи мириадов других существ, не погибла естественной смертью, не была съедена птицей, или каким-то животным. Это животное не стало пищей других. Кто-то не родился, кто-то умер раньше времени, и вот, в конце концов, нарастая как снежный ком, громом небесным разразилась в настоящем совершенно другая жизнь, которая для героя - смерть. Отсюда и название рассказа - "И грянул гром". Гром здесь метафора случайного ничтожного воздействия, имеющего роковые последствия.

            Эта литературная метафора оказалась не столь уж далекой от того, что открыто синергетикой в теории диссипативных систем. (Диссипативными называются те системы, которые потребляют энергию для увеличения внутренней организованности). Согласно синергетике, живые организмы, от клетки до человека радикальным образом отличаются от неживых тем, что это открытые самовоспроизводящиеся системы. Обмениваясь энергией и информацией со своим внешним миром, они поддерживают постоянство своей внутренней среды, относительную стабильность, называемую гомеостазом.

 

СОЗНАНИЕ И РИТУАЛ

 

Все в мире подвержено изменению, все непостоянно. В конце концов стираются даже скалы, неповторимо меняется климат. Живые системы, пока они живы, сохраняют относительную стабильность за счет открытости к миру, а не за счет замыкания в монады. Люди поддерживают относительное постоянство психики, непрерывность "Я", обмениваясь информацией, употребляя пищу, устанавливая то, что называется "складом характера", "привычками", и в конечном счете, создавая многообразные социальные порядки и институты. Человек жив, пока он "дышит" в потоках общения/энергии с миром, с собою и другими людьми.

            Особенностью живых систем является то, что они развиваются скачками, когда относительно равномерное, более-менее предсказуемое движение достигает точки бифуркации -- выбора дальнейшей траектории. И то, по какому пути будет развиваться система, зависит как от нее самой, так и от окружающих ее потоков энергии и информации. Если в этот момент воздействовать на клетку, то вместо того, чтобы быть здоровой, она может развиваться как раковая. Химическая реакция будет протекать по иному пути, если в определенный момент добавить катализатор. Вселенная будет эволюционировать иначе, если в критической ситуации не хватит горсти электронов. В эксперименте с двумя щелями электрон пройдет через одну, либо другую щель, в зависимости от некоторых непредсказуемых заранее условий, быть может, в зависимости от состояния всей Вселенной. И грянет гром, если путешествующий на психологической машине времени неосторожно перетасует прошлое, случайно раздавив семена жизнеспособного будущего, и этим кристаллизует неблагоприятный или смертельный сценарий развития. Воистину, для тех, кто слеп, клубок времен -- как клубок змей: попробуй распутать -- и будешь ужален.

            Психотерапию и другие психотехники исцеления, самопознания и трансформации также можно рассматривать как информационно-энергетические взаимодействия в расширенных состояниях сознания, когда, наши безмолвные, покалеченные переживания, прорываясь сквозь защиты, сквозь барьеры пространства и времени, способны воссоединиться с нашим присутствием в настоящем моменте. И порой через простое поглаживание мы восстанавливаем утраченную связь с лаской, которой не хватало в детстве или исцеляем драму любви, воссоединяя разорванную когда-то ткань сознания.

            Отметим еще одну особенность живых систем, которые, согласно современной науке, являются специфическими "усилителями" изначального хаоса. На квантово-механическом уровне единичные события являются случайными. На уровне обычного мира имеется видимость господства детерминизма. Брошенный камень падает вниз, реки устремляются к морю, магнитное поле Земли не так часто меняет свою полярность. Зарождающиеся погодные ситуации так же имеют свое начало, развитие и механизмы.

            Подобного рода "механизмы" работают и в нашей психической жизни. В нас действуют "машины желания", которые заставляют нас каждый раз делать что-то снова и снова, искать чего-то или с навязчивой одержимостью прокручивать прилипшие мысли. И эти циклы поддерживаются на уровне тела, на уровне мышечных зажимов, на уровне эмоциональных и ментальных колец, на уровне повторяющихся образов. Машины эмоций, машины восприятия, машины телесности, характерные движения и реакции ...

            Так вот, существует связь между степенью свободы живых систем и изначальной квантовой спонтанностью на фундаментальном уровне мира. Живые системы по мере их усложнения являются генераторами все большей свободы. Растение более свободно, чем клетка, животное уже передвигается по пространству суши. Человек еще более свободен и, обладая сознанием, может не только менять среду обитания, но и передвигаться по своему желанию в мысли, совершая путешествия в психологическом пространстве и времени.

            В таких путешествиях сознание также проходит точки выбора и ритуалы перехода, что отражено в структурах мифов и процессов инициаций. Первооткрыватель этой темы в европейской этнологии А. ван Геннеп в своей книге "Ритуалы перехода" отмечал, что в традиционных обществах, посвящения в новый порядок и устойчивые ритмы жизни всегда осуществлялось через ритуалы смерти, мучительные переживания, личный и социальный хаос.

            Когда общество ввергается в хаос, история становиться кошмаром, который вторгается в жизнь каждого. Мир невротика или психотика -- это кошмар, в котором навязчиво повторяются чувства, мысли и поступки, неадекватные настоящему и соединенные пространственно-временным туннелем с травматическими событиями. Сила хаоса стала кошмаром, разрушила защитные механизмы, но в ней же можно обрести и спасенье, если преодолев надежду и страх, открыться переменам и свободе.

            В расширенных состояниях сознания мы способны вступать в резонанс со всеми событиями жизни. Здесь наши ригидные структуры как бы "расплавляются" и мы имеем возможность намного большего выбора. И если выбирать не что-то конкретное, а саму возможность такого выбора, то не имеет смысла программировать переживания; лучше оставить все ожидания и установки, позволяя всему быть, как оно есть и поддерживать это. Такая поддержка соответствует новому типу ритуала -- ритуалу эволюционному, и сменяет старый тип ритуала, спасавший человека от хаоса в законе и повторении. В этой перспективе, ритуалы -- это просто ситуационные формы и способы сборки, поддержки и отдыха развивающегося сознания, помогающие его конкретным центрам -- людям -- не потеряться в безосновной свободе.

 

 

ЯЗЫК ПЕРЕЖИВАНИЯ

 

Но прежде, чем ввести понятие психотерапевтической машины времени, как ключевой метафоры процесса исцеления души, надо ввести еще одну тему. Начиная с К.Г. Юнга и М. Мерло-Понти современная психология делает различие между языками многообразных психотерапевтических школ и языками переживания. Языки переживания более изначальны в смысле близости свежему, нередактированному восприятию мира. Примерами таких языков может быть: 1. "язык дхарм" буддистской психологии; 2. язык Дао, Пути в даосизме; 3. язык мифодрамы, в котором сплетены воедино уровни космогонической, исторической и личностной мифологии; 4. язык холонов или гештальтов переживаний и 5. язык психосемантической топологии. Эти языки имеют много измерений от телесных до духовных. Так, телесные измерения состоят из наших телесных реакций, стереотипов поведения, телесных зажимов, болезней, экстазов, которые проявляются во время психотерапевтических сессий и повседневных ситуаций. Существуют эмоциональные измерения со своей топологией эмоций, своя топология психосемантических ландшафтов, многомерных измерений мысли и видения.

            Но каждое из измерений тела, эмоций, языка, мысли, видения не является оторванным от других. Эти измерения взаимопереплетены и взаимосвязаны. И телесное измерение, телесный блок, дойдя до своего пика и разрешившись в новый ландшафт, может перейти через особого рода состояния, через туннель, скажем, в совершенно другой визионерский или эмоциональный ландшафт. И нырнув в колодец, взойдя на гору, проделав некоторый физический путь, мы можем переживать состояние полета или рождения раскрывающееся в многомерных ландшафтах переживаний.

            Топология переживания, или топологии пути, имеет историю, в том смысле, что все в нас является своего рода сверткой и разверткой нашего пути, нашей жизни, которую можно уподобить снежному кому. Все, что составляет наш путь, входит в нас и образует различные ядра, слои, ландшафты, переплетения нашей души и тела. Язык, которым мы владеем, развит в процессе этих взаимодействий. Наша способность владеть ситуациями и контролировать их является следствием того пути, который мы прошли, того, были ли мы сознательными в критических ситуациях травмы, экстаза, выбора.

            "Путь" является ключевой метафорой того, кто мы есть. Он свертка того, что мы есть и того, с чем мы сталкиваемся, взаимодействия с другими людьми и с обстоятельствами.

            Есть старая история, звучащая так. В одной долине жили мать с маленьким сыном. Мать рассказывала сыну об удивительном человеке, его отце, с которым он непременно встретиться, когда подрастет. Однажды, когда светила совпали и показались знамения, они отправились в путь, чтобы встретить отца. Они вышли ранним утром, пересекли долину, поднялись в горы, блуждали по тропинкам, отдыхали в пещерах, проходили рощи и, наконец, к концу вечера, ближе к закату солнца пришли в какую-то долину..., к своему дому и зашли в него с противоположной стороны. Мальчик увидел необыкновенное существо, высокое, лучащееся, улыбающееся навстречу ему. И узнал, что это его отец, и кинулся ему в объятия. Поиск был завершен. Смысл этой истории в том, что детей не бывает без взрослых, и что, как взрослый стремиться стать ребенком, так и ребенок -- взрослым, и таков их путь к освобождению, которое они достигают одновременно.

            Можно спросить: не проще ли было просто открыть дверь на другую половину дома и показать мальчику его отца ? Наша жизнь устроена так, что мы понимаем и оцениваем что-то, только пройдя некоторый путь, только преодолев некоторые преграды. Только тогда мы можем что-то осмыслить, собрав это воедино в процессе своего пути, образовав новые ландшафты переживания и "органы сознания", с помощью которых мы только и можем по-новому воспринять и оценить этот мир.

            Это устройство сознания зафиксировано в структурах мифов, в структурах процессов инициаций во всех человеческих культурах. Путь содержит критические точки перехода. Первооткрыватель этой темы в европейской этнологии А. ван Геннеп так и назвал свою книгу - "Ритуалы перехода". Там речь идет о том, что в древних сообществах всегда существовали ритуалы посвящения, ситуации мучительных переживаний, ситуации столкновений со смертью. Например, когда маленькие мальчики, достигшие подросткового возраста, посвящались в мужчины, они проводили несколько суток во тьме, что символизировало изначальное лоно космоса, мать тьму. Они переживали процесс смерти себя, как подростков, и слышали от старейшин рассказ о сотворении мира, о происхождении племени. И здесь язык ландшафтов переживания смыкается с языком мифов.

            Существует два основных мифологических цикла. В одном - космологическом - цикле мифов рассказывается о Первом человеке, о том как была создана Вселенная, боги, племя. Этот опыт в каком-то смысле присутствуют в нашей психике. И согласно современным исследованиям, проявляется при вхождении в сознание психологического опыта зачатия и рождения.

            Другой цикл - это цикл героических мифов, в нем говориться о путешествии героя, о его рождении, юности, зове. Каждый герой слышит зов и устремляется в путешествие. Он обретает наставника и магические способности, встречается со смертью, проходит испытания и искушения. Герой должен победить то, что символизирует неведение и страхи, которые коренятся в бессознательном, то, что символизирует нецелостность, разъединенность от других людей, от самого себя и от мира в целом. Только пройдя все эти испытания, каждое из которых является смертельно опасным, герой становится царем, обретает целостность и возвращается домой, устанавливая новый порядок.

Эти два цикла переживаются людьми в конкретных формах, индивидуально, что в последние годы позволило говорить об укорененной в уникальности каждого человека личностной мифологии.

            Согласно современной лингвистике мы знаем ровно столько, сколько способны выразить в каком-либо из языков. Язык переживания, развиваясь, продолжает освобождаться от вербальности. Возникают языки визуального мышления, языки виртуальной реальности. И наконец возможны языки прямой коммуникации. Например, в ряде шаманских ритуалов в бассейне реки Амазонки язык становится трехмерным динамическим образованием. И то, что говорит каждый из участников ритуала, становится видным для всех других участников. Это и есть истая телепатия. Не чтение мыслей, а видение всех уровней ландшафтов переживаний. В этой прямой коммуникации с другим человеком нет никакого расстояния между людьми. Это значит, что преодолена роковая двойственность между мной и другими, между мной и оторванными, отчужденными частями меня самого. Но эта ясность и прямота, характеризующие такой опыт, являются ничем иным, как выражением фундаментального онтологического свойства целостного сознания - свойства всесвязности.

Во всех наиболее глубоких философских и религиозно-мистических системах в сознании нет никакой дистанции между одной точкой и другой. Сознание едино и одно. И поэтому в всесвязности нет разницы между мною сейчас и мною где-то в другом периоде жизни. Нет разницы в скорости и полноте коммуникации между личностным общением людей и общением через десятки тысяч километров. Значит, то, что происходит в психотерапии как путешествии во времени является в каком-то смысле реализацией этого фундаментального свойства сознания.

 

ВСЕСВЯЗНОСТЬ И КОММУНИКАЦИЯ

 

Давайте задумаемся над тем, каким образом реализуется это свойство всесвязности в современной психотерапии и коммуникативных технологиях. Несколько десятков тысяч лет назад из первокрика, первожеста возник язык как средство непосредственного воздействия одного человеческого существа на другое. Согласно Дж. Джейнсу, даже во времена древних греков человек обладал так называемым разделенным мозгом. То есть левое и правое полушария были довольно слабо связаны между собой. И голос другого человека и свой собственный голос воспринимался одинаково. И голос другого обладал столь же побудительным действием как голос себя самого. Когда язык, как внешний орган сознания, стал возвращаться в сознание, свертываться в нем возникло первое различение между мной и другим. Где-то пять-десять тысяч лет до н. э. возникла письменность. С ее помощью стало возможным фиксировать события и передавать их в другие эпохи. Когда этот опыт, этот путь, вернулся в сознание, появилось различение между символом и реальностью, картой и территорией. Возникло расширение горизонта, знание о других племенах и эпохах. Письменность стала первым прототипом машины времени. Чтение стало неким путешествием в пространстве и времени.

            Следующий этап коммуникативной революции связан с возникновением городов-полисов. Древние греки изобрели уникальный орган сознания, который назывался "агора". Агора - это площадь в древнегреческом городе и одновременно собрание свободных граждан, на котором публично обсуждались все вопросы. Голос каждого был слышен всем. Это был опыт коллективного обсуждения, когда все прояснялось и присутствовало для всех. Когда он вернулся сознанию, он стал опытом демократии и права. И то, что мы имеем сейчас, как образец демократии, очень мало отличается от римского права.

            Демократия характеризуется свободой публичного проявления. Это значит, что существуют общественные законы, согласно которым я могу проявляться свободно, и при этом другие принимают меня таковым, и созданы правовые гарантии, что я не буду убит за свои проявления. Что я имею возможность обсуждать некоторые проблемы. Что я обладаю автономностью и свободой. Что я могу додумать некоторую мысль без опасения, что эта мысль будет оборвана где-то на середине. Значит цивилизация, демократия создает некоторые гарантии того, что становится возможным мыслить. И ведь собственно говоря греческая философия появилась только тогда, когда возникли эти возможности свободы.

            А в мысли мы совершаем путешествия в следующем слое динамических ландшафтов сознания в иные миры и времена. Мы можем собирать, сгущать их в некие конденсированные образования, которые называются понятиями. То есть мы получаем возможность осмыслять мир.

            Следующим уровнем коммуникативной революции было изобретение книгопечатания в эпоху магеллановых открытий. Уникальные рукописные произведения стали доступными широкому кругу людей. И сразу вслед за этим наступает эпоха Возрождения - небывалого расцвета культуры, свободы, искусств. Книгопечатание как опыт освоения новых потоков информации вернулось человеку как опыт связности нового порядка. Расширились еще больше пространственно-временные границы. Ренессанс - это ничто иное, как возрождение греко-римской цивилизации в Европе, пришедшей через арабский мир. С помощью такой "культурологической машины времени" стало возможно еще больше расширить горизонт мира и установить связь с более удаленными эпохами.

            Современный этап информационно-коммуникативной революции - это эпоха массовых коммуникаций - телефона, радио, телевидения, компьютера. Это значит, что между мной и моим другом в Новой Зеландии нет больше роковой дистанции в несколько дней, или недель, требующихся для доставки письма. Нет дистанции - всесвязность сознания. Информационно-коммуникативная революция, в наибольшей степени воплощена в компьютерах, поскольку они уже сейчас могут передавать гигантские потоки энергии и информации, поскольку информация, это прежде всего - "знаю как" - ключ к определенного рода действиям и энергиям. Что же произойдет, когда эти гигантские вычислительные способности компьютера вернуться назад сознанию? Возможно, что с помощью новой информационно-коммуникативной технологии, пиком которой сейчас является мульти-медиа и виртуальная реальность, человечество осуществляет раскрытие в себе способности к новой скорости коммуникации, настоящей телепатии, то есть, к прямому непосредственному общению, к трехмерному визуальному языку, к включению в коммуникацию всех ландшафтов сознания.

            Виртуальная реальность впервые была разработана как технология НАСА - американского космического агенства - и в частных калифорнийских лабораториях для развития трехмерных моделей аэрокосмической техники. В виртуальной реальности вы можете сами проектировать свой мир. Вы надеваете шлем со стереофоническим миниэкраном, подключенном к компьютеру, и передвигаетесь в воображаемом мире.

            Скажем, вы строите себе дом, и проект дома введен в компьютер и вы видите этот дом в контексте ландшафта. Вы говорите компьютерному оператору: "хочу так" и переставляете лестницу в одну, окно в другую сторону, расширяете одну комнату, перемещаетесь внутри дома, присутствуя в трехмерном мире, созданном компьютером. То, что раньше было возможно только в некоторых ситуациях интенсивного воображения, сейчас с помощью современной технологии становится доступным не только гениям воображения, но всем людям по желанию.

            Незатейливый психологически фильм "Газонокосильщик" гениален с точки зрения того, насколько точно в нем угадывается дальнейшее направление человеческой эволюции, насколько точно в нем сведены вместе некоторые ключевые инсайты, из психологического опыта, из опыта развития компьютерной технологии и психофармакологии. В соответствии с сюжетом этого фильма, с помощью виртуальной реальности полуидиот, способный только на то, чтобы косить газоны, становится в течение нескольких недель гением. Приобретает способности всего спектра экстрасенсорики: телепатии, телекинеза, ясновидения, предвидения - совершает временные прыжки и т.д. Другим важным моментом является его сверхобучение в виртуальной реальности, которое было не только путешествием в воображаемом мире новых объектов в новых ландшафтах сознания (мы помним легенду о мальчике и пути), но одновременно и использованием современных технологий сознания, использование определенных свойств психики впадать в целостное состояние сознание сознания при синхронизации биоритмов полушарий.

            Обычно альфа, бета, гамма и тета ритмы полушарий мозга имеют разную частоту у каждого человека. И когда было замечено, что при медитации дзенских монахов происходит синхронизация альфа ритмов, ученые сделали простейшие приборы, улавливающие индивидуальную частоту альфа ритмов человека и обучали синхронизации. При этом улучалась коммуникация между двумя полушариями. Начинал действовать механизм резонанса, когда оба полушария входили в один ритм и то, что раньше не взаимодействовало, стало коммуницировать, Исчезла дистанция: всесвязность сознания.

            Но даже независимо от конкретных мозговых механизмов всесвязности сознания в момент мгновенной реализации, связи всего и всех, возникают проблемы. Тело, в котором вписаны травмы, печати и рубцы всей предыдущей жизни, не выдерживает такого опыта, Все конфликты всасываются как бы гигантским пылесосом во всесвязное переживание и человек начинает исполнять танец безумия, Для того, чтобы быть способным выдерживать такие состояния сознания, необходимо пройти ступени радикального психо-духовного преображения. И тогда трансформированное тело само поддержит целостное состояние сознания.

 

МЕХАНИЗМЫ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА И ИСЦЕЛЕНИЯ

 

В психотерапии мы имеем дело с исцелением - и психосоматическим, и психологическим. Серия глубоких экспериментов была сделана в этой области за последнее время ведущими экспериментаторами.

            Первый из них был связан с возможностью тонкой настройки, тонкого дифференцированного воздействия на различные функции нашего организма, используя визуализацию. В конце семидесятых годов в США широко были известны эксперименты Карла Саймонтона по излечению рака, когда его пациенты представляли себе болезнь как нечто темное, и видели, как красные кровяные шарики увеличивали активность, принося питание, а белые кровяные шарики активизировались и пожирали эту темноту. Наблюдалось много случаев спонтанной ремиссии. В дальнейших экспериментах оказалось, что можно очень тонко настраиваться на различные функции, увеличивая избирательно количество лимфоцитов, эритроцитов, усиливать или подавлять те или иные соматические функции.

           Следующая серия экспериментов была проделана с регистрацией подпорогового неосознаваемого влияния одного человека на другого. Есть такое поверье, что люди чувствуют, когда им смотрят в затылок. И вот несколько усовершенствованный вариант этого эксперимента был сделан в следующих условиях: один человек помещался в изолированной для радиоволн комнате под наблюдением телекамеры. С помощью полирографа с него снималось большое количество психофизиологических параметров. В другой комнате у монитора находился экспериментатор, и он спонтанно, в соответствии с генератором случайных сигналов, смотрел на экран монитора. И оказалось, что корреляция между всплесками психофизиологических параметров человека-датчика и моментами, когда другой человек смотрел на монитор, чрезвычайно высока, и в десятки миллионов раз отличается от той, если бы это было случайным явлением. То есть каким-то образом, человек, находящийся в кресле, чувствовал, когда на него устремлено внимание оператора. Это явление назвали дистанционной обратной связью, по аналогии с биологической обратной связью, когда к человеку подключают множество разных датчиков, и смотря на экран монитора он может изменять свои пульс, давление, кожно-гальванические реакции и т.д., смещая на мониторе кривые, соответствующие этим параметрам. И вышеописанный эксперимент обнаружил, что существует дистанционная связь между людьми, связь через пространство. И один человек здесь - оператор, а второй является для него датчиком, через которого устанавливается дистанционная обратная связь.

            Следующая серия экспериментов была проведена с обратной связью через время. Показания генератора случайный чисел записывались в микросхеме, памяти, и данные проверялись через некоторое время. В соответствии с теорией вероятности, в случае генератора случайных чисел у нас должно быть одинаковое количество нолей и единичек - по 50 %. Но когда на этот прибор воздействовал человек - обычный человек, не экстрасенс - оказалось, что количество нолей многократно превышает количество единиц, вероятность чего как случайного события ничтожно мала. В более сложной серии экспериментов не было никакого предварительного воздействия на микросхему. Она показывалась скептику, который не верит в подобного рода исход. И в этом случае на микросхеме было одинаковое количество нолей и единичек. То есть вероятность соответствовала тому, как если бы никакого воздействия не было. В других же экспериментах прибор предъявлялся людям, у которых имелась разная степень ожидания относительно того, возможно ли смещение вероятности или нет. И у людей, которые верили, что смещение вероятности возможно, смещение вероятности действительно происходило. А у людей, которые были скептиками, смещение вероятности не происходило. Какой феномен мы здесь имеем ? Это феномен обратной связи через время. То есть каким-то образом поток событий, регистрируемых генератором случайных чисел, уже знал о том событии, которое произойдет в момент регистрации. Или, говоря другими словами, существовала какая-то причинность из будущего.

            И если соотнести эту идею обратной связи через другого человека, как пространственно-временной связи, которая происходит в момент целительства, с идеей путешествий во времени получится следующий вывод: в процессе исцеления всегда присутствуют не только текущие события,но и причины этих событий, расположенные в далеком прошлом. И исцеление происходит не только в момент встречи врача и пациента, целителя и исцеляемого, но и в каком-то смысле оно происходит до этого.

            Образ этих временных резонансов задает один из образов психотерапевтической машины времени. То, что раньше казалось тривиальным - встреча врача и пациента - оказывается взаимным путешествием. И для того, чтобы исправить что-то в настоящем надо совершить путешествие во времени к истокам болезни. Кстати, это хорошо известно из практики шаманизма и целительства. Знахари говорят: "У тебя был наговор какой-то, кто-то на тебя наслал напасть, и поэтому надо снять заклятие", которое было там где-то далеко во времени.

            В соответствии с тибетской медициной, каждая болезнь имеет свои кармические причины, то есть где-то был нарушен закон всесвязности сознания. Например, человек поступил эгоистически или кого-то обидел, убил, но поскольку сознание всесвязно, то убивая другого, убиваешь часть самого себя и тем самым обрываешь коммуникацию со своей собственной смертью. А обрывая эту коммуникацию лишаешься возможности пройти через ритуал смерти и возрождения, то есть через ритуал открытия новой свободы. Таков источник болезней в соответствии с древними представлениями тибетской медицины.

            В этой перспективе психологическая и целительская машина времени имеет одно и тоже устройство: ее главным двигателем является целостное состояние сознания, входя в которое, мы можем путешествовать во времени, реально соприкасаться со всеми травматическими событиями и интегрировать их в настоящее. Именно в этом ключе можно понять наблюдения К.Г. Юнга о том, что события, имеющие отношение к психологической травме, не связаны как причина и следствие, а возникают одновременно с более глубокого уровня.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

 

Итак мы ввели некоторые ключевые темы, которые сами являются составными элементами, аспектами психотерапевтической машины времени. Я повторю их еще раз. Мы помним ситуацию грома небесного, который происходит при путешествии во времени, ситуацию точки перехода и информационно-энергетического укола. Мы помним ситуацию направления эволюции человечества в сторону реализации фундаментального свойства сознания - всесвязности , т.е. сборок всех ландшафтов сознания, всех ландшафтов переживания, установление связи между ними как в пределах индивидуальной психики, так между всеми людьми, и переход к новому языку, к строительству нового языка коммуникации, и мы помним на каком направлении это происходит. Различные стадии эволюции этого языка были в каком-то смысле стадии все большего развития способности путешествия во времени, прорыв дистанции пространственной и временной с помощью нового языка и новых органов. Мы помним о виртуальной реальности и механизмах целительства, включая пространственно-временные связи. Мы помним, что работу психотерапевтической машины времени обеспечивают различные технологии, коммуникативные и психологические. И теперь мы можем перейти к пониманию того, что такое время и к тому, как работает психотерапевтическая машина времени.

            Те, кто читал роман Джойса "Уллис" помнят, что его действие происходит в течение одного дня. И в потоке сознания героя происходят события его обычной повседневной жизни, которые случаются и перемежаются с событиями далекого прошлого. Путешествие его за Золотым Руном, битвы и возвращение его на Итаку. Джойс гениально воплотил в этом романе устройство психологического времени, или времени переживания. В этом времени мы всегда находимся в некоторой таинственной связи с историей как своей личности, так и с историей, выходящей за пределы нашего личного опыта, с опытом нашего народа, с опытом других культур. Мы постоянно встречаемся, выходим в эти пространство и время в сессиях психотерапии. Один из героев - Дедал - говорит: История - это кошмар, от которого я пытаюсь пробудиться.

            История - это кошмар, кошмар, который возвращается, который врывается в переживания. Мир невротика, психотика - это тоже кошмар. Потому что он с навязчивостью повторяет какие-то поступки, ведет себя неадекватно, не живет в настоящем присутствии, потому что часть истории стучится в настоящее, и пытается воплотиться в нем. Как жажда каких-то действий, как разрушительные тенденции, неадекватные реакции на ситуацию. Установился пространственно-временной туннель с некими травматическими событиями. Разрушились защитные механизмы и какая-то часть жизни настойчиво стучится в наше теперь в виде кошмара и призраков прошлого. И человек пытается проснуться, исцелиться, а мы называем его больным. А может быть это является выражением изначального стремления к целостности и здоровью, не нашедшего своего разрешения.

            Из психологической литературы известно о том, что время может растягиваться, сжиматься, что за секунды мы можем пережить события, занимающие в жизни часы, недели, года, всю свою жизнь можем пережить за считанные мгновения. Или наоборот, много часов, года или вся жизнь может пройти как миг. И такие исследователи как В.В. Налимов даже пишут формулу психологического времени: психологическое время равняется количеству событий, деленному на обычное астрономическое время. То есть нашей способности воспринимать количество событий в единицу астрономического времени. Быть в коммуникации, в контакте с этими событиями, с большим числом событий означает, что мы находимся в таком состоянии сознания, где возможна большая всесвязность. И мы видели, что реализация этой возможности образует один из главных векторов развития человечества.

            В философии существует много ответов на фундаментальный вопрос о структуре времени. "Время - это ребенок, играющий разноцветными шарами на берегу Вечности" - считал Гераклит. Августин говорил, что вроде бы знает что такое Время, но когда начинает задумываться, лишается всяких слов. Физика описывает время как некоторую координату в четырехмерном пространственно-временном континууме, как особую геометрическую систему отсчета происходящих в мире событий. Пожалуй, наиболее глубокими являются проникновения в природу времени, сделанные китайскими мистиками, которые, медитируя в уединенных пещерах, увидели, что временной поток имеет некоторую пульсирующую природу: время состоит из элементов наподобие периодической системы элементов Менделеева. Мир состоит из элементов и время состоит из подобного рода элементов. И то, что мы воспринимаем как время всегда появляется как динамика разворачивания этих временных элементов в нашем мире и в переживании. На формаль


Что интересного на портале?