Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)

Важнейший аспект психологии времени - социальная, групповая  репрезентация и конструирование времени. Как подчеркивалось выше, личное (психологическое) время всегда обусловлено социальным временем, временными рамками и отношением к времени группы. Не будем забывать слова Л.С. Выготского о том, что «рядом с натуральным рядом развития человека (биология созревания), идет социальный ряд развития – приобщение и овладение нормами социального бытия, усвоение культуры через контакты и социальные роли»  [Болотова, 2006]. Ситуация и группа в данном случае часто первична и несет гораздо большее влияние, чем ожидает индивид. Групповое отношение к времени несводимо к индивидуальному - формируется под воздействием других факторов и имеет свою структуру.  Социальной психологии времени посвящено достаточно много работ, начиная с первой трети ХХ века, раскрывающих вопросы временной перспективы, временной мотивации, организационного времени, целой серии работ по социальной психологии времени (Маграт, Келли, 1983, 1984, 1988), и многие другие. Следует особо упомянуть следующие направления исследований:

         -        причинно-целевой подход, каузометрия в приложении на события жизненного пути целого народа (А.А. Кроник, Р.А.Ахмеров, Е.И. Головаха и др);

         -        время как компонент образа мира, идентичности человека и социума (Г.М. Андреева, 2000), как когнитивный (семантический) феномен (С.А. Безгодова, 2004);

         -        взаимосвязи временной перспективы с Я-концепцией, ценностями личности, профессиональным развитием, коммуникативными процессами и др. (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белинская, А.К. Болотова, О.Г. Квасова 2012, Н.Н.Толстых);

         -        восприятие времени в больших социальных группах (В.П. Горяинов, К. Муздыбаев, Н.Ф. Наумова, И.М. Попова и др.);

         - социально-культурные типы репрезентации времени (представление о линии времени у человека) в подходе НЛП:

         1. англо-европейский тип («рядом со временем»): прошлое находится слева, а будущее – справа;

         2. арабский тип («сквозь время»): прошлое оказывается сзади, а будущее       впереди.

         -        отношение к времени в организационном контексте (Т.А. Нестик, 2007, 2009, 2011, Ю.В. Дружинина «Время как элемент организационной культуры», 2008 и др.);

         -        временная ритмика групп и рабочих коллективов (А.Н. Лутошкин, 1986, 1988, Л.И. Уманский, 1967, 1975, 1980,  А.Г. Кирпичник, 1988, А.В. Михальский, 2001).

         Социальное время можно определить как, с одной стороны, объективные временные отношения между событиями и действиями людей, а сдругой стороны - как субъективное отражение объективного социального времени в индивидуальном и групповом сознании. Кроме того, выделяется аспект групповой репрезентации (актуализация социальной памяти) и конструирования времени в актах коммуникации и творчества. 

 

Время и коммуникация. Как пишет А.К. Болотова, «результативность психологического воздействия обеспечивается взаимной пространственно-временной упорядоченностью взаимодействующих психологических систем, в том числе субъектов диалогического общения» [Болотова, 2006]. Коммуникация происходит не только на информационном  (содержательном) уровне, но и в определенном времени и пространстве. Мы отражаем и усваиваем время в общении, опираемся на него в коммуникации. Умение высказаться вовремя и в нужном месте – отличительная особенность развитой личности.

Механизмы эмоционального реагирования на музыкальные произведения, на звуки определенной высоты, тембра, ритма и т.п., присущи не только людям, но и животным. Людям, безусловно, доступно осмысление и интеллектуализация музыкальных произведений больших форм. Меньшее значение для людей имеет коммуникативный аспект звука как такового, не осмысленного в словах. Коммуникация животных в этом смысле (на «базовом уровне»), возможно, более разнообразна и более обусловлена именно обработкой пространственно-временных факторов, пространственно-временными прогностическими механизмами, нежели человеческая речевая (семантическая) коммуникация, как можно предположить, изучая коммуникацию птиц, волков, обезъян и т.п. Е.Н. Панов пишет: "временные и пространственные характеристики ситуации могут играть во взаимопонимании не меньшую, если не большую роль, нежели специфика формы сигналов", и далее, "форма сигнала еще ничего не говорит о его функции, если наблюдения строго не привязаны к временной координате". Двусторонние взаимодействия при коммуникации птиц, видимо, могут возникать при взаимодействии систем, каждая из которых обладает собственной ритмикой:  при случайных совпадениях ритмов, многократных совпадениях или при активной настройке ритма одной особи на ритм другой.








Что интересного на портале?