Исследованиям того, как субъект видит свой жизненный путь, перспективу, во времени, конструирует свое будущее, придумывает и использует приемы тайм-менеджмента, посвящены также много исследований. В соответствующем разделе мы подробнее коснемся и этой темы.
Во второй половине ХХ века начинается еще одно направление психологических исследований, связанно с необычайным расцветом социальной психологии, а также расцветом философии конструктивизма - исследования социального времени, того, каким образом социальные группы воспринимают время, обмениваются им, разделяют его, и даже конструируют его. Этого направления исследований мы специально коснемся в соответствующей главе «Социальная психология времени».
Одной из основных проблем современной психологии времени является вопрос о том, являются ли уровни временной организации (биологические циклы, психофизиология восприятия времени, психологическое отношение к времени, социальное время) различными по своей основе и проявлениям, или временная организация человека едина. Подытоживая результаты многих исследований в этой области, можно сделать вывод о том, что сам этот вопрос во многом некорректно поставлен. Естественно, каждый человек обладает определенными временными свойствами, проникающими и объединяющими все уровни, однако, анализ этих свойств можно проводить на различных уровнях и различными методами. Современная психология рассматривает несколько уровней темпоральной организации психики (Fraisse, Michon, 1985, 1993; Кроник, 1980; Михальский, 2014; Нестик, 2011, 2014):
- время как продукт функционирования организма на психофизиологическом уровне (время как биологический механизм);
- время как продукт когнитивной переработки информации (время как когнитивные процессы);
- время как продукт динамической самоорганизации личности (время как жизненная стратегия);
- социальное (групповое) восприятие и конструирование времени (социальное время).
Соответственно, психология времени выделяет и единицы анализа, (операционные единицы) использующиеся при изучении того или иного уровня. Этими единицами являются:
- для биологического времени: собственная единица времени (0,7-1,1 сек.), или дифференциальные пороги восприятия (сотые и тысячные доли секунды);
- для когнитивного времени (процессы переработки информации): принимаемые решения, либо количество возникающие идеи (здесь нет общепринятого мнения);
- для психологического времени (время жизненного пути): происходящие события;
- для социального времени: значимые акты социального взаимодействия (опять же, вопрос здесь не разработан).
Таким образом, мы опять возвращаемся к тому, что разные понятия времени различны и по своей природе, по функциям, по подходу к их анализу. В связи с этим, и главы нашего пособия выделены соответствующим образом.
Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с. ISBN: 978-5-4263-0360-7