В детстве многих одной из любимых игр был ручеек. Мы играли в него в детском саду, в школе, во дворах, даже не подозревая, что это отличная методика для сплочения людей! Именно поэтому психологи взяли эту игру на вооружение и разработали свой, психологический ручеек.
На самом деле, операционально игра выглядит точно так же, как и классический детский ручеек. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берёт за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идёт в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Так «ручеёк» движется долго, беспрерывно.
В классической версии инструкция такая:
«Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Таким образом, «ручеёк» движется долго».
Игроков должно быть нечетное количество, один выбирается в качестве ведущего.
А теперь посмотрим, какие новшества внесли в игру социальные психологи.
Кроме игроков есть ведущий (это может быть как участник данной малой группы, так и руководитель). Расстановка та же - игроки образуют пары, а напротив ручейка становится участник без пары. Ведущий задает этому участнику вопрос о том, с кем бы он предпочел совместно заняться какой-либо деятельностью. Игрок должен выбрать себе партнера для действия из ручейка, ищет пару. Новая пара становится в конец ручейка, взявшись за руки. Тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка. Теперь уже он отвечает на этот вопрос и ищет себе партнера.
Какие задавать вопросы?
Как правило, вопросы зависят от того, где проводится игра, каков статус и возраст игроков, насколько обстановка формальна или неформальна. Также рекомендуется задавать вопросы по нарастающей от простых к сложным. Можно каждый раз менять вопрос, а можно повторять его 2, 5, 10 раз при смене игроков в начале ручейка. Четких ограничений нет. Это решение ведущего.
Рассмотрим на примере?
Примеры вопросов для группы студентов-одногруппников (по нарастающей):
Примеры вопросов для группы участников бизнес-тренинга (по нарастающей):
На самом деле, решающими факторами выбора вопросов становятся степень знакомства игроков, условия проведения игры (подчеркнем это еще раз, ведь днем в аудитории и на новогоднем корпоративе хочется отвечать на разные вопросы…).
При этом, хороший ведущий в процессе разряжает обстановку веселыми, непринуждающими вопросами. « С кем бы ты поехал(а) в Витебск за корицей? :) ». Таким образом, мы видим, что ведущий должен иметь представление, для чего проводится психологический ручеек, каковы цели. Важно не перебарщивать с эмоциональностью вопросов, но при этом, увеличивать эмоциональность в процессе игры. Лучше всего с этим справится профессиональный специалист-психолог.
Социальные психологи предлагают использовать такую методику для:
Попробуйте! Это не только увлекательная игра, но и инструмент для эмоционального сближения. Играть могут все! Ведущим может быть каждый. Но напомним, что лучше всего с задачей справится профессиональный психолог, а также бизнес-тренер, проводящий тренинги на сплочение и командообразование.