Психологический портрет неблагополучной семьи

 
СОДЕРЖАНИЕ

Программа исследования

 

  • Изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте и юношеском возрасте. Анкета «Подростки о родителях (ПоР);
  • Выявить причины дисфункции  семьи, нарушение структуры семейных ролей, гласных и негласных правил семьи, внутрисемейных прав и обязанностей, проследить динамику - жизненный цикл семьи.  Анкета для родителей, анкета для сотрудников образования и ГУВД);
  • Выводы и рекомендации.

Цель: разработать психологический портрет неблагополучной семьи; методы работы по нормализации микроклимата в семье и условий жизни ребенка.

Задачи:
- разработка программного исследования и инструментария;
- проведение установочной беседы с интервьюерами;
- проведение полевого этапа;
- анализ результатов исследования.


Актуальность исследования:
Семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы познать его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней,- ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои условия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения - это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящие гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей.


Метод исследования: анкетирование и опрос  подростков из неблагополучных семей и их родителей, сотрудников образования и ГУВД г.Петропавловска
Гипотезы исследования:
выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые вызывают возникновение и сохранение у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств;
определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования) и при ее осуществлении.

Объект исследования: подростки из неблагополучных семей и их родители, сотрудники образования и ГУВД г.Петропавловска.


Предмет исследования: причины, вызывающие девиацию детей; потребности неблагополучных семей.


Сроки проведения: март-апрель 2011года


Заказчик: ОЮЛ «Союз молодежных организаций СКО» при поддержке ОФ «Бота»


Локализация: РК., СКО., г.Петропавловск


Методы обработки: компьютерная обработка данных


Выборочная совокупность:  98 респондентов  (50 подростков, 20 родителей, 20 сотрудников образования и ГУВД).


В итоге получается следующая  выборочная совокупность:

 
Подростки из неблагополучных семей    Родители    Сотрудники образования    Сотрудники ГУВД       
 58     20     11    9     


2. Психологическое исследование на тему:«Изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте и юношеском возрасте. Анкета «Подростки о родителях (ПоР)»

 АНКЕТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ф.И.О  и контактные телефоны родителей (законных представителей)
__________________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________
Дом.адрес_________________________________________________________
Дом.тел__________ сот.тел___________________________
Адрес электронной почты____________________________________________
Место учебы_______________________________________________________

Мой отец (моя мать)
Очень часто улыбается мне
Категорически требует, чтобы усвоил, что я могу делать, а что нет
Не хватает терпеливости в отношении ко мне
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться и развеселиться
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
Постоянно на меня кому-то жалуется
Представляет мне столько свободы, сколько мне надо
За одно и то же один раз наказывает, а другой прощает
Очень любит делать что-нибудь вместе
Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.
Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан
Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
Если б я захотел, то мог бы идти, куда захочу каждый вечер
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
Меняет свои решения так, как ему будет удобно
Часто хвалит меня за что-либо
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
Позволяет мне самому выбирать дело по душе
Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет
Старается открыто доказать, что любит меня
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
 Всегда легко меня прощает
 Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало
Всегда находит время для меня, когда это необходимо
Постоянно указывает мне, как себя вести
Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит
Проведение каникул я планирую по собственному желанию
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
Чувствую, что он пренебрегает мною
Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он тогда не  вмешивается
Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях

Условия проживания на момент анкетирования__________________________

Дата__________________

Интервьюер (Ф.И.О)_________________________________________________
Респондент (Ф.И.О)____________________________________________________________



3.Выявить причины дисфункции  семьи, нарушение структуры семейных ролей, гласных и негласных правил семьи, внутрисемейных прав и обязанностей, проследить динамику - жизненный цикл семьи.  

АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ф.И.О  и контактные телефоны родителей (законных представителей):
Ф.И.О__________________________________________________________________________________ Дом.адрес______________________________________________________________________________
Дом.тел__________ сот.тел_____________________ адрес электронной почты____________________
Место работы___________________________________________________________________________
Раб.телефон____________

Ф.И.О_________________________________________________________________________________
Дом.адрес______________________________________________________________________________ Дом.тел___________сот.тел _____________________адрес электронной почты____________________
Место работы___________________________________________________________________________
Раб.телефон____________


1. Что вы считаете главным в семейном воспитании?_________________________________________

2. Что наиболее характерно для общей атмосферы в вашей семье (подчеркните):
доброжелательность, взаимоуважение;
бодрость, радостное настроение, юмор;
спокойствие, уравновешенность;
нервозность, отчужденность, грубость.

3.   Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье?
_______________________________________________________________________________________
4.Есть ли недостатки в нравственном развитии вашего ребенка? В чем они проявляются?
_______________________________________________________________________________________
5.Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему
(к ней) лю­дей? __________________________________________________________________________
6.Члены вашей семьи иногда могут ударить друг друга  (если да то по какой причине)?
_______________________________________________________________________________________
7.Как распределены обязанности каждого члена вашей семьи?
_______________________________________________________________________________________
8.При установлении правил поведения внутри семьи учитывается мнение детей?
_______________________________________________________________________________________
9.Какие причины могут Вас побудить изменить внутрисемейные правила поведения?
_______________________________________________________________________________________
10.Какие меры наказания вы применяете по отношению к детям?
_______________________________________________________________________________________
11.Наказания  в Вашей семье обсуждаются родителями вместе с детьми?
_______________________________________________________________________________________
12.Считаете ли вы недостатки своих детей следствием вашего неправильного воспитания?
_______________________________________________________________________________________
13.Какие   черты   вы   хотите   воспитать   в   своем   ребенке,   прежде   всего?
_______________________________________________________________________________________
14.Проявление,  каких качеств вы замечаете в своих детях наиболее часто?
_______________________________________________________________________________________

15.С какими отрицательными чертами, проявляющимися в вашем ребенке, вы активно боретесь?
_______________________________________________________________________________________
16.Есть ли у вас общие с ребенком занятия, увлечения? Какие?
_______________________________________________________________________________________
17.Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жиз­ни? Что дает вам
основание для такого вывода?_____________________________________________________________
18.Часто именно и как часто рассказывают вам дети о школе? Что им особенно нравится
 и не нравится в школе?___________________________________________________________________

19.   Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
а)  Хорошей организации быта.
б)  Радости общения.
в)  Покоя и защищенности.

20.   Что более всего заботит вас в семье?
а)  Здоровье детей.
б)  Хорошая учеба.
в) Трудовое участие детей в жизни семьи.
г)  Настроение детей и причины его изменений.

21.   Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.
4.   Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.

22.   Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мне­нию, для ребенка наиболее
 значимой?
а)  Быть материально обеспеченным человеком.
б)  Встретить любовь.
в)  Иметь много друзей.
г)  Реализовать свои интеллектуальные возможности.

23.   Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.

24.   Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?
а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.

25.   Что для вашего ребенка вечер дома?
а)  Радость общения.
б)  Возможность быть самим собой.
в)  Мучение и пытка.

26.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?_________________________
27.   Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным вопросам?____________________
28.   Интересуются ли дети вашей работой?__________________________________________________
29.   Знаете ли вы друзей ваших детей?______________________________________________________

30.   Бывают ли они у вас дома?____________________________________________________________
31.   Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?________________________________
32.   Проверяете ли вы, как они учат уроки?__________________________________________________
33.Существует ли у Вас в семье традиция отмечать семейные праздники?
_______________________________________________________________________________________
34.   Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?___________________________________
35. В «детские праздники» дети предпочитают, чтобы вы были с ними, или хо­тят
проводить их без взрослых?________________________________________________________________
36. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?___________________________________________
37. А телевизионные передачи и фильмы?____________________________________________________
38. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?______________________________
39. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?__________________________
40. Предпочитаете ли проводить отпуск с ними или без них?____________________________________
41. Были ли случаи побега ребенка из дому (если да,  то укажите предполагаемую причину и сроки)?__________________________________________________________________
42. Были ли случаи пребывания ребенка в ЦВИАРНе (Центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних)?_______________________________________________________
43. Как вы,  считаете,  необходим ли в нашем городе  ЦВИАРН (Центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних)?_____________________________________________
44. Нуждается ли ваша семья в дополнительной психолого-педагогической помощи?_______________________________________________________________________________
45. Употребляете ли вы алкоголь, табак  и/ или другие наркотические вещества (если да, то как часто)?_________________________________________________________________________________
46.   Бывают ли у вашего ребенка головные боли: беспричинные, при волнении, после физической нагрузки?_______________________________________________________________________________
47.   Бывает ли слезливость?_______________________________________________________________
48.   Бывает ли слабость, утомляемость после занятий (в школе, детском саду, дома)?
_______________________________________________________________________________________
49.   Бывают ли нарушение сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам)?______________________________________________________
50. Отмечается ли при волнении повышенная потливость и появление красных пятен?__________________________________________________________________________________
51. Бывают ли головокружения?____________________________________________________________
52. Бывают ли обмороки?__________________________________________________________________
53. Отмечалось ли когда- нибудь повышенное артериальное давление?___________________________
54. Бывают ли боли, неприятные ощущения в области сердца?___________________________________
55. Бывает ли часто насморк?_______________________________________________________________
56. Бывает ли  часто кашель?_______________________________________________________________
57. Бывает ли часто потеря голоса?__________________________________________________________
58. Бывают ли боли в животе?______________________________________________________________
59. Бывают ли боли в животе до еды?________________________________________________________
60. Бывают ли боли в животе во время приема пищи?__________________________________________
61. Бывают ли тошнота, изжога, отрыжка?____________________________________________________
62. Бывают ли нарушения стула (запоры, поносы)?_____________________________________________
63. Была  ли дизентерия?___________________________________________________________________
64. Была  ли болезнь Боткина ?______________________________________________________________
65. Бывают ли боли в пояснице?____________________________________________________________
66. Бывают ли когда  - нибудь боли при мочеиспускании?______________________________________
67. Бывает ли  реакция на какую – то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)? __________________________________________________________________
68. Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)? ________________________
69. Имелись ли проявления диатеза (покраснения кожи, шелушение кожи, экзема)?________________________________________________________________________________
70. Состоит ли ваш ребенок на учете у врача (причина)________________________________________



Условия проживания на момент анкетирования_______________________________________________

Дата__________        интервьюер (Ф.И.О., подпись)_______________________________

                                    респондент(Ф.И.О., подпись)________________________________

                                    респондент(Ф.И.О., подпись)



АНКЕТА  ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ГУВД

Ф.И.О__________________________________________________________________________________ Дом.адрес______________________________________________________________________________
Дом.тел__________ сот.тел_____________________ адрес электронной почты____________________
Место работы___________________________________________________________________________
Раб.телефон____________

 

Как вы считаете, ЦАН позволяет удовлетворить потребность беспризорных детей в социальной, психологической и образовательной помощи? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким требованиям, по вашему мнению, должен отвечать современный ЦАН, который сможет в достаточной мере удовлетворить потребности беспризорных детей в социальной, психологической и образовательной помощи?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите основные причины пребывания детей в ЦАНе______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опишите особенности физического и личностного развития детей, некогда прибывавших в ЦАНе____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опишите особенности семьи данных детей_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте, какие из ниже указанных функции,  рассматриваемых семей,  нарушались чаще всего:
·    Воспитательная (семья удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а так же в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества);
·    Хозяйственно-бытовая (удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, крови и т. д.) Это способствует сохранению их соматического здоровья, восстановлению затраченных в разных видах деятельности физических сил);
·    Эмоциональная (удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации);
·    .Духовного (культурного) общения (удовлетворяет потребности в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи);
·    Первичного социального контроля (обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с предписаниями общества);
·    Сексуально-эротическая (заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. С учетом социальных требований важно, что семья при этом осуществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества).
·    
      7.Отметьте какие признаки соматического и психического состояния наблюдались чаще всего у детей некогда пребывавших в ЦАНе:
Пониженное настроение, глубокая печаль;
Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
Потеря аппетита; переедание;
Повышенная сонливость; бессонница;
Снижение внимания;
Нерешительность;
Апатия, потеря  интереса  к вещам, людям и ситуациям;
Социальная изоляция, молчаливость;
Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
Снижение эффективности труда (в учебе, в быту);
Предшествующие попытки суицида;
Тяжелая морально-психологическая обстановка в семье;
Смерть близкого, любимого человека;
Прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т.п);
Психические заболевания;
Алкоголизм;
Наркомания;
Отверженность;
Воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;
Ранняя потеря матери или обоих родителей;
Совершение уголовно-наказуемого поступка;
Психическая травма в результате насилия;
Значительные материальные и бытовые трудности.

Дата__________        интервьюер (Ф.И.О., подпись)_______________________________

 

                                    Респондент (Ф.И.О., подпись)________________________________




4. Выводы и рекомендации:

    Проведение анкетирования подростков из неблагополучных семей их родителей, сотрудников образования и ГУВД города Петропавловска позволило  выявить в жизнедеятельности определенной семьи те нарушения, которые вызывают возникновение и сохранение у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств; определило те психологические особенности семей и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования) и при ее осуществлении.

В анкетировании приняли участие 98 подростков из неблагополучных семей их родители, сотрудники образования и ГУВД.
Анкеты разработаны сотрудниками ОЮЛ «Союз молодежных организаций СКО» и психологом  проекта и ГУ «Специальной (коррекционной) школы-интерната №2»  Мащенко Е.Н.


Данные исследования среди респондентов  показывают следующее:
 
Анализ анкет родителей показывает следующие данные:
Доброжелательность и уважение в атмосфере семьи  присутствуют в 60% семей; бодрость, радостное настроение, юмор в 17% семей; спокойствие, уравновешенность в 10% семей; нервозность, отчужденность в 13% семей, в 14% семей проявляется физическая агрессия.
Родители замечают в своих детях наиболее часто такие качества как ложь -11%, грубость – 5%, обида – 5%, нервозность -5%, трудолюбие -16%, доброта – 27%, любовь к ближнему – 11%, внимание – 5%, уважение – 5%, безразличие – 5%, неуважение – 5%.
Чаще всего родители борются с такими отрицательными чертами у своих детей как медлительность – 6%, забывчивость – 6%, ложь -17%, плохое поведение -11%,  агрессия – 6%, грубость -11%, лень – 32%.
 82% родителей не уверенны, что их ребенок подготовлен к жизни.
По мнению родителей, ребенок ждет от семьи в которой живет, хорошей организации быта - 19%, радости и общения 44%, покоя и защищенности 37%.
Более всего заботит в семье родителей, здоровье детей- 49%, хорошая учеба детей – 13%, трудовое участие детей в жизни семьи – 13%, настроение детей и причины его изменения – 25%.
Родители считают,  наиболее важными жизненными установками для их детей это, быть материально обеспеченным – 41%, встретить любовь – 10%, иметь много друзей – 21%, реализовать свои интеллектуальные возможности -28%.
Родители предполагают, что у детей есть секреты от семьи – 35%, что нет секретов от семьи – 26%, и не знают – 39%.
Родители считают , что ЦАН (Центр адаптации несовершенолетних) в г. Петропавловске необходим,  – 74%, и что в нем нет нужды – 26%,  сотрудники образования и ГУВД  считают, что в ЦАНе г. Петропавловск нуждается на 100%.
Нуждаются в дополнительной психолого-педагогической помощи неблагополучные семьи 27%, 73% считают, что не нуждаются в данных видах помощи.
Как считают родители неблагополучных семей, алкоголем и другими наркотическими веществами злоупотребляют только 23% родителей, остальные 77% считают, что не злоупотребляют алкоголем и другими  наркотическими веществами.


По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Посетив опрошенные семьи, проанализировав анкеты подростков, родителей, сотрудников образования, ГУВД. Можно сделать следующие выводы:
семьи многодетные, малообеспеченные;
ярко выражена проблема алкоголизма и наркомании;
психические заболевания (задержка психического развития, умственная отсталость,  психозы, социопатии) родителей, детей, родственников;
соматические заболевания (туберкулез, хронический пиелонефрит, энурез);
педикулез, чесотка, стрептодермия и др.
При посещении семей контакт с родителями затруднялся, так как были случаи алкогольного и наркотического опьянения при опросе, проявлялись случаи агрессии, психозов (интервьюеров преследовали топором, бросали вслед различными колюще-режущими предметами). В жилом помещении, квартира или частный дом, в большинстве случаев были отмечены антисанитарные условия и отсутствие мест для отдыха (элементарно кроватей). Дети спят на различном грязном тряпье в неотапливаемых домах. Еды практически нет, например, в одной многодетной семье стояла кастрюля, в которой была сварена мука с водой - этим кормили детей. В другой семье не было взрослых: дети сидели на земляном полу и ели эту же землю. Пришедшие в этот момент соседи упрашивали, чтобы мы забрали этих детей, так как мать не появлялась уже третьи сутки, и дети находились одни. Когда детей забрали сотрудники милиции, то оказалась что есть и мать, и отец, но оба состоят на учете в психиатрическом диспансере, хотя и работают, но в силу своего психического здоровья не в состоянии воспитывать малолетних детей. Таких случаев можно описывать очень много, мы постарались привести более яркие примеры. Но в таком положении находятся основная масса исследуемых семей.
Из вышеуказанного напрашивается вывод, что в ЦАНе  г.Петропавловск есть необходимость, так как опрошенные семьи самостоятельно со своими проблемами справиться не могут. Им необходима высококвалифицированная помощь. Сотрудники образования, ГУВД заполняя анкеты, пришли к единому мнению о том, что для предотвращения попадания подростков в ЦАНы необходимо устранить проблемы семей разного характера.
Анализируя диаграммы и процентное соотношение отклонений в данных семьях, мы можем увидеть, что разрушены функции семей, их структура и не срабатывают семейные стабилизаторы, т.е идет патологическое изменение семей.
 По итогам проводимого нами опроса можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. В городе Петропавловске остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких пожилых мужчин и женщин.
Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр. Другие же, напротив, под воздействием стресса увеличивают свою сплоченность и умножают усилия для преодоления кризиса и сохранения семьи. При этом тип семьи, а не наличие или отсутствие внешних и внутренних патогенных факторов определяет ее способность действовать конструктивно и справляться с жизненными проблемами. В этой связи мы выделяем два таких типа:
1) семьи нормально функционирующие;
2) семьи дисфункциональные.
Нормально функционирующая (гармоничная) семья – это семья, которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь - это не та оценка, которую дает внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности. В нормально функционирующей семье удовлетворяются базисные потребности ее членов  (в безопасности и защищенности, в принятии и одобрении, в росте и изменениях,  в самоактуализации). Это, с одной стороны, обеспечивает взаимную поддержку, а с другой – автономию членов. Все родственники связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не контролируют, а дополняют друг друга. Никто не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри семьи отсутствуют стойкие подгруппы, объединение одних членов против других. В таких условиях все возрастные трудности, все особенности разных типов акцентуаций личности в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дизадаптации. Гармоническая семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм.
    Но одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть признана нормально функционирующей, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, изолирует себя от общества и даже противостоит ему.
    В нашем исследовании мы больше наблюдали семью дисфункциональную (негармоничную) – та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления горизонтальных и вертикальных стрессоров. Горизонтальные (нормативные) стрессоры – это критические точки прохождения семьей стадии жизненного цикла. Вертикальные стрессоры подразумевают формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. В некоторых случаях их действие способствует дифференциации функционирования семьи, а в иных представляет собой патологизирующее семейное наследование.  Проявление горизонтальных и вертикальных стрессоров в дисфункциональных семьях, как правило, усугубляет их нарушения. Выраженная дисфункция формирует семейную роль «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий наименьший социальный статус вследствие разнообразных физических или психологических причин. В роли «носителя симптома» этот человек выступает важным звеном в сложном механизме патологической адаптации как индивида с нервно-психическими расстройствами, так и семьи в целом.
    В неблагополучных семьях можно четко проследить нарушение структуры семьи. Структура семьи может быть различной в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: поровну или же главная их часть сосредоточена в руках одного человека. Типичной для казахстанских семей перекос в выполнении хозяйственно-бытовых дел между супругами ведет к перегрузке женщин (особенно работающих) и, как следствие, к неудовлетворению их потребности в восстановлении физических сил, культурном и духовном обогащении.
    В нынешнее время наиболее распространенна структура, при которой семья состоит из взрослых (мужа, жены и в ряде случаев бабушки, дедушки) и детей. Для структуры современной семьей характерны определенные отличительные особенности, которые по нашему мнению выступают причинами ее дисфункции:
сохраняется патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений;
границы между подсистемами прародителей, родителей и детей плохо структурированы и диффузны, поэтому власть нередко принадлежит бабушкам (чаще) и дедушкам;
во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, что ведет задержке развития у детей, их психической неустойчивости и большой чувствительности к состоянию матери, к затруднениям полоролевой идентификации (особенно у мальчиков), формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни, не говоря уже о перегрузки женщин;
несколько поколений семьи находятся в длительной зависимости друг от друга не только с духовной, но и с материально-бытовой стороне: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо вместе с родственниками, без надежды на приобретение собственного жилья и возможности независимой самостоятельной жизни;
разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая бы позволила личности обрести чувства принадлежности, защищенности, выстроить и реализовать морально-нравственные ценности, привели к тому, что в обществе возраста потребность в иллюзиях и чудесах, с одной стороны, и стремлению к поверхностным, ни к чему не обязывающим контактам, с другой. Нарушения структуры семьи затрудняют или препятствуют выполнению ее функций, что также ведет к появлению различных расстройств и осложнений. Например, если супруги не могут иметь детей, воспитательная функция семьи не будет удовлетворена. Если в состав взрослых членов семьи входит только один родитель, может пострадать выполнение первичного социального контроля. Если молодая семья проживает в одной комнате с родственниками, неизбежно затрудняется реализация сексуально-эротической функции. Если один член семьи (отец, мать, бабушка, ребенок) занимает чрезмерно доминирующие положение, а другие слишком зависимое (семейный перекос), а интересы лидера удовлетворяются в ущерб остальных - это тоже нередко выступает как причина семейной дисфункции.
    Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека (прежде всего, в самосохранении и продолжении рода). С другой стороны, позволяет человеку достигнуть определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Наиболее важной особенностью семейных функций является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть реализована и без ее участия. Однако только в семье эти потребности могут быть удовлетворенны комплексно, значит, оптимально. В других случаях их надо распределять между самыми разными людьми и социальными институтами.
    В основе нарушений функции семьи мы в своем исследовании наблюдали самые разные факторы: дисгармонию в интимных отношениях, психологическую несовместимость супругов, отсутствие навыков и низкую культуру общения, условия жизни и пр. Например, причиной нарушения воспитательной функции может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков и, как следствие, их воспитательская неуверенность или конфликты между родителями, ведущие к противоречивому воспитанию ребенка. Не менее весомым является фактор вмешательства в воспитание других членов семьи (бабушек, дедушек и пр.) Еще один пример - причинами нарушения функции духовного (культурного) общения могут стать различия в социальном происхождении супругов, несовпадение уровня их образования, расхождение в интересах и ценностных ориентациях или просто низкая коммуникативная компетентность.
    Помимо нарушений структуры и функции в неблагополучных семьях практически отсутствуют или очень слабые семейные стабилизаторы. В каждой семейной системе есть параметры, которые придают ей прочность, стабильность. Их называют стабилизаторами. Они выступают как важные факторы интеграции семьи. К стабилизаторам можно отнести общее место проживания, детей, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмоциональные отношения между членами семьи и даже болезни и проблемы.
Например:
 общее место проживания на первых этапах жизненного цикла семья стабилизирует семейную подсистему, позволяет комплексно осуществлять все ее функции;
 дети стабилизируют брак, объединяя своих родителей общим делом;
 традиции и ритуалы - важный фактор стабилизации семейной системы, опорный элемент, укрепляющий ее и редуцирующий тревогу у ее членов;
семейные ценности - это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным сознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности. Семейные ценности входят в психологическую структуру личности каждого родственника в виде важного источника мотивации его поведения(быть образованным, культурным, социально успешным, материально обеспеченным и пр.) Однако любая ценность, выраженная чрезмерно или не подкрепленная физическими и психологическими возможностями членов семьи, как правило приводит к риску нарушения их психического и соматического здоровья, поскольку они не могут соответствовать особым стандартам жизни и деятельности;
общие занятия и увлечения - один из наиболее мощных стабилизаторов семьи;
эмоциональные отношения, в первую очередь отношения любви и привязанности:
болезни членов семьи, когда семья объединяется в борьбе с инвалидностью у ребенка или психическими расстройствами одного из членов семьи. Близкие считают себя обязанными не бросить больного и в ряде случаев, даже несмотря на отсутствие любви и уважения друг к другу, могут годами не разрывать отношений. Однако нередко соматические расстройства и поведенческие нарушения у члена семьи является прямым следствием того, что он принадлежит к дисфункциональной (ригидной) семейной системе. Вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий она упорно старается сохранить привычные стандарты взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами. В результате такая семья может блокировать актуальные потребности самого слабого члена(чаще всего ребенка или подростка). И тогда у него возникает какое-либо заболевание (соматическое, психосоматическое, психическое) или поведенческое отклонение.
Спецификой неблагополучной (дисфункциональной) семьи является ее ригидность, желание сохранить статус-кво, поэтому нередко она неосознанно сопротивляется изменениям и старается сохранить симптом, несмотря на оказания различных видов помощи данным семьям.


    


Рекомендации:
Чтобы устранить проблемы семей в первую очередь должны работать с данными семьями:
врачи наркологи (диагностика, лечение, реабилитация детей и их семей);
взрослые и детские психиатры (диагностика, лечение, психотерапия детей и их семей);
семейные и детские психологи (использование новейших технологий нейтрализации стрессов и оздоровления детей: учебный стресс последствия и способы преодоления; нейтрализация последствий физиологического, экологического, эмоционального, информационного стрессов; работа над процессом самоактуализации личности, способы развития личностно значимых качеств( ориентация во времени, ценности самоактуализации, взгляд на природу человека, потребность в познании, стремление к творчеству, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Организация работы по восстановлению функций, структур и стабилизаторов патологических семей);
социологи (помощь в восстановление и документировании детей и их семей, постановка на различные учеты в соответствии со спецификой работы);
ОПМПК (диагностика, определение диагноза и направление на определенный уровень учебной программы);
дефектологи (учебный процесс (так как данные контингент имеет большие пробелы в знаниях и отклонения в психическом здоровье продуктивнее всего проведут учебный процесс дефектологи);
социальные службы (для организации и оказания материальной помощи семьям);
участковые инспектора школ, районов, ОДН (наблюдение, постановка на учет, работа с семьями);
департамент по защите прав детей и другие структуры.
Работа должна проводиться в трех параллельных направлениях: диагностика, лечение, реабилитация.
Совместно с данными службами должны быть разработаны программы реабилитации по каждой семье индивидуально.

Основные направления коррекционной работы с семьями

Выделяют пять моделей оказания помощи современной семье:

    * Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей.
    * Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.
    * Психологическая (психотерапевтическая) модель. Существуют различные подходы к психотерапии семьи, акцентирующие различные особенности жизнедеятельности семьи и расходящиеся в понимании задач и способов психодиагностики.
    * Теоретико-практический подход, который является обобщением опыта семейного консультирования. Обычно фиксируется какой-нибудь один важный аспект семейных отношений. Согласно данному подходу выделяется определённый тип семьи и направление психотерапевтической помощи. Выделяют следующие типы семей:
    *демонстративные, т.е. стремящиеся произвести впечатление на окружающих;
    * летаргические, т.е. не инициативные при преодолении трудностей;
    * гиперстабильные, т.е. слишком жёстко, без учёта изменяющихся условий следующие ранее установленным правилам, не доверяющие себе, избегающие внешних и внутренних конфликтов и новых решений;
    * динамические, т.е. слишком деятельностные, не обладающие внутренним постоянством.

В данном подходе уделяется внимание на подсознательные связи с родительской семьёй. Психолог, исследуя семью, должен опираться на отчёты о семейных связях.

    * Подход последовательности-повторяемости. Оценивая семейные отношения, можно руководствоваться причинной связью явлений или исходить из того, что они взаимосвязаны. Семейные отношения описываются утверждениями "если … то", "причина – следствие". Причина и следствие могут меняться местами. Подавленное, депрессивное состояние жены может быть объяснено невнимательностью мужа. Но, реагируя на состояние жены, он может быть заботливым. Тогда она чувствует себя лучше, а муж снова может заниматься своими делами, снова меньше уделяет времени общению с женой, на что она реагирует депрессивным состоянием. Возможна линейная или циклическая модель взаимоотношения мужа и жены. Изучается контекст взаимоотношений, взаимосвязь симптомов, их изменчивость.
    * Стуктурно-процессуальный подход. Исследование структуры семьи позволяет причислить её к соответствующей модели семейных отношений. Семья характеризуется двумя факторами:
          o взаимодействие членов семьи (эмоциональная зависимость);
          o семейная адаптивность (изменчивость семейных отношений).

Изучаются отношения в супружеских парах и отношения "родители – дети". Отношения родителей и детей имеют свою специфику, которая обычно выявляется через модели воспитания, т.е. изучаются уровни контроля и самостоятельности детей, согласованность родительских требований, особенности поощрений и наказаний, эмоциональная близость родителей и детей.
В данном подходе делается акцент на семейных процессах, основное внимание уделяют датам событий, важных для семьи, выявлению доминирования и контроля в семье, особенностям коммуникаций между её членами.

    * Системно-индивидуальный подход. В соответствии с этим подходом выясняются связи между членами семьи или условия их нахождения в семье, влияние семьи на личностные качества и самочувствия. Индивидуальное обследование семьи позволяет выделить три модели семей:
          o семьи, в которых их члены близки по своим индивидуальным качествам;
          o семьи, в которых их члены дополняют друг друга;
          o семьи, в которых свойства их членов трудно совместимы.

Семья может быть показана через определение её места в обществе, по ориентации на социум, по качеству семейных отношений. Выделяют следующие типы семей:

    *  
          1. оптимально функционирующие;
          2.адекватно функционирующие;
          3. средне функционирующие;
          4. семьи в "пограничном состоянии";
          5."повреждённые" семьи.

Психологическая помощь направлена на коррекцию личностных особенностей членов семьи, успешную интеграцию семьи в общество.

    * Подход "прошлого – настоящего – будущего" в развитии семьи. С точки зрения данного подхода необходимо изучить прошлое семьи, влияние родительских семей на будущих супругов и передачу им жизненного сценария.  

При изучении настоящего семьи самонаблюдение и самоотчеты членов семьи позволяют выяснить, что они считают постоянным в своих нынешних отношениях. Обычно такие данные своеобразно искажают реальность семьи, подтверждают одни и от­вергают другие аспекты семейного взаимодействия. Поэтому при исследова­нии настоящего семьи всегда целесообразно учитывать ее способность реф­лексировать внутрисемейные отношения.
Хотя более приемлемое будущее является целью психоте­рапии семьи, психологической помощи ей, методик, позволяющих предска­зывать вероятность определенного развития семьи, явно не хватает. На прак­тике иногда используются опросы, цель которых — установить ожидаемые, возможные и желаемые изменения. Такое обследование позволяет хотя бы диагностировать оптимистически, пессимистически, реалистически, фанта­стически и т. п. образом ориентированные семьи.
Более четкое представление о будущем семьи могло бы стать фактором, корректирующим это будущее. Например, обучение будущих родителей по­зволяет им лучше подготовиться к рождению ребенка, договор об общении родителей и детей после развода смягчает его последствия.

    * Конкретно-метафорические парадигмы. Интервью с семьей, ответы ее членов на вопро­сы опросников позволяют причислить ее к заранее установленным семей­ным моделям. Ознакомив семью с результатами такого исследования, не так уж редко психолог ничего нового семье не сообщает, а только подтверждает то мнение, которое члены семьи выразили.

Метафорическая оценка семейных отношений (например, рисунок или скульптура семьи) — недостаточно точный способ понять семью, трудносопоставимый по своим результатам с данными о других семьях. Но он может позволить раскрыться плохо осознанным чувствам, может быть толчком к новому видению семейной ситуации.

    * Субъективно-объективные парадигмы. Основным способом получения субъективных данных о семье является самонаблюдение членов семьи. Обычно они имеют соответствующее их самоконцепциям объяснение отношений. Чтобы расширить свойственное им понимание семьи, психолог, исследующий семью, предлагает более подроб­ные схемы самонаблюдения, метафорически интерпретирует наблюдаемую картину отношений и изучает реакции на свои интерпретации.

Объективные данные о семье — это однозначные факты семейной жиз­ни, хронологии ее развития, результаты медицинских исследований и фик­сированные результаты наблюдения за семейным взаимодействием. В прак­тике психотерапии семьи непосредственное наблюдение за ней считается наиболее достоверным способом сбора данных. Противопоставление объективной и субъективной парадигм познания семьи, как и противопоставление некоторых других парадигм, не всегда оправдано, но все же исследователю всегда следует давать себе отчет о преобладающих акцентах исследования.

    * Диагностическая модель. Она основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также дети и подростки с нарушениями поведения. Предоставленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем.
    * Медицинская модель. Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье – содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным.  

В реальной практике оказания помощи семье в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно: диагностическая, социальная, психологическая. Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.


Что интересного на портале?