Психологические аспекты проблем детско-родительских отношений.

Семья  –  это определенный морально-психологический климат, для ребенка, это первая школа отношений с людьми.                                                                                Именно в  семье  складываются  представления  ребенка  о добре и зле, о порядочности, об  уважительном  отношении  к  материальным  и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает  чувства  любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По  природе  своей  семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание  более  эмоционально  по своему   характеру,  чем  любое  другое  воспитание,  т.к.  «проводником»  его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные  чувства  детей  к родителям.                                       Отношения привязанности, возникающие в  семье,  составляют  не  только основу его будущих взаимоотношений с  людьми,  но  и  способствуют снижению чувства  тревоги,  возникающего  у  ребенка  в  новых  или  в стрессогенных ситуациях. Таким образом, главная  функция  семьи  - обеспечить базисное чувство безопасности,  гарантируя  безопасность  ребенка при  взаимодействии  с  внешним   миром,   освоении   новых   способов   его исследования и реагирования.                                                                                      В повседневной жизни родители детей сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми.                Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:                                                                                                  1.Диктат -   систематическое подавление одними членами семейства инициативы и чувства   собственного достоинства у других его членов. В семьях детей с высокой тревожностью и низкой адаптированностью наиболее выражены авторитарность, недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельности ребенка.                                                                      Что в таком случае можно предпринять при обращении  к психологу?                                   Конечно же, мотивировать родителей на совместную работу с ребёнком и психологом.  В работе с ребёнком проводить психокоррекционные упражнения направленные на  восстановление контакта с собой  со своим и желаниями, на повышение самооценки. С родителями  упражнения, которые дают возможность прикоснуться к миру ребёнка, почувствовать, что для него важно, что ему нужно. Вспомнить мир детства, найти своеобразный ключик к миру  ребёнка и возрастной регрессии. Взглянуть  глазами ребёнка на себя и отследить  какие-то  свои стереотипы поведения.  Родители смогут отреагировать свои чувства, понять свои психологические проблемы и установить более тёплый эмоциональный контакт с ребёнком, которого не  хватает для гармоничных отношений в семье и успешного формирования ребёнка.                                                                                                                     2.Опека -  сверхудовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от любых трудностей, когда потребности  и желания ребёнка подменяются  потребностями и желаниями родителей. Это тормозит развитие ребёнка, не простраивается  внутренняя структура личности. И здесь мы видим нарушения,  как у родителя,  так и у ребёнка. С одной стороны  это для ребёнка большое счастье, его любят, принимают и ценят, но с другой стороны очень деформирует его психику и устойчивость к жизни. Такое поведение родителей связано с личными психологическими проблемами, высокой тревожностью и страхами за судьбу ребёнка.                                                                                              В таком случае родители должны осознать и понять свои мотивы  в такой гиперопеке, что процесс сепарации, прежде всего, зависит от готовности отпустить от себя ребёнка и дать ему возможность приобретать свой собственный опыт.                                                                                                  При обращении родителей  к  психологу 95 % жалоб сводится к нарушению сепарации.  Сепарацию  это долговременный процесс психического отделения ребёнка от своих родителей и в зависимости от того как будет проходить тот процесс зависит  успешность социального функционирования человека в обществе.                                                                                                                           3.Невмешательство. Ребёнок брошен, никому не нужен. При таком отношении возникает плацдарм для существования и прогрессирования таких состояний личности как тревожность, демонстративность, уход от реальности, эгоцентризм, инфантильность и т.д.   Как правило, за помощью  к психологу обращаются уже взрослые люди, которые выросли в семьях с такой моделью воспитания. С жалобами на депрессивное состояние, апатию и трудности во взаимоотношениях, не уверенность в себе и чувство тревоги и  незащищённости, которое  не редко сопровождаются паническими атаками.   Отсутствие эмоционального контакта с родителями в раннем детстве не позволяет сформировать всякую ценность в собственных глазах и ощущение, что человек достоин  равноправных отношений с другими. В таких случаях на время терапии  мы становимся для клиента  «как бы» мамой и папой. Даём ему необходимую поддержку, обучаем  упражнениям и техникам психической самопомощи, стимулирующих личностный рост, расширение внутренних ресурсов и потенциалов.                                                                                       (Джеоф Грэхэм « Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»)

4. Сотрудничество, поддержка (опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями).                                                   В семьях,  где такая модель воспитания, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка, наблюдается низкая тревожность и высокий уровень  социальной адаптации  ребёнка.

Одна из самых важных составляющих эффективного преодоления трудностей в воспитании ребёнка- это психологическое состояние  самих родителей ! 

Агния Барто: «Если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей".  

Поэтому чтобы помочь ребёнку, необходимо мотивировать родителей к работе над собой. Расширить  их  представления о значимости эмоциональной составляющей  детско-родительских отношений. Побудить интерес к процессу самообразования и обучению навыкам правильного отношения к себе. Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадежного видения ребенка.                                           Сделайте себя счастливыми, тогда и дети будут счастливы!!!!!

С уважением Дуванская Наталья.

 


Что интересного на портале?