Психологическая игра "Ценности" в практике психолога.

На первый взгляд, беседа в кабинете психолога мало отличается от разговора двух людей о жизни, работе, семье. Однако содержательная часть беседы состоит из определенных психологических приемов и техник, которые помогают клиенту найти решение проблемы.

В данной статье я хочу рассказать вам о психологической игре «Ценности», которую я применяю в своей практике. Возможно, в других источниках она носит другое название. С ней я «познакомилась» на одном психологическом тренинге. Эту игру я применяю при индивидуальном консультировании, при консультировании семейных пар и при решении проблем детско-родительских отношений. На мой взгляд, данная психологическая игра - мощное психокоррекционное средство.

При работе с семьей игра помогает обратить внимание на формирование семейных ценностей, на индивидуальность каждого члена семьи, настраивает на диалог членов семьи. При решении проблем в детско – родительских отношениями, игра помогает родителям увидеть себя не только в социальной роли родителей, но и посмотреть на себя как на личность, которая или развивается, или не развивается, на личность, которая является примером для ребенка. При индивидуальной консультации, игра помогает клиенту расставить жизненные приоритеты, осознать свои внутренние мотивы, увидеть жизненную перспективу.

Хочу добавить несколько комментариев из практики:

  • так как, чаще всего у клиентов не сформирована система ценностей, в начале игры, часто возникает диалог с клиентом о том, что такое ценности и какими они бывают;
  • перед игрой, я предупреждаю клиента о том, что он не обязан говорить о списке ценностей ни мне, ни партнеру (если это семейное консультирование);
  • во время игры я прошу клиента запомнить в каком порядке он «отдавал ценности», так как это важно для дальнейшей работы;
  • «канва» самого путешествия может быть разной: иногда я добавляю в инструкцию время года, цвет такси, возможно морское путешествие на корабле, т.д.
  • клиент может отказаться от путешествия или, бывали случаи, когда во время игры клиент отказывался от дальнейшего путешествия. Причины отказа от игры и от продолжения путешествия всегда индивидуальны и требует особого внимания психолога;
  • во время игры я не описываю возможные чувства клиента (н-р: «Вы летите в бизнес - классе у вас хорошее настроение т.д.») т.к. это может отвлечь его от собственных переживаний. Эмоции и чувства, возникающие в ходе игры у клиента так же «зона особого внимания» для психолога;
  • данную игру можно применить и для работы в группе.

В процессе рефлексии я обращаю внимание клиента:

  • с чем трудно/легко ему было расстаться;
  • что помогло пройти игру до конца;
  • что помогло отдать ценности;
  • как изменилось его внутреннее состояние;
  • что является ценным для него на данном этапе жизненного пути;
  • какой смысл он вкладывает в ту или иную ценность.

Цель игры: помочь клиенту осознать его жизненные ценности.

Инструкция к игре:

«Напишите на восьми отдельных листах Ваши жизненные ценности. Устройтесь удобно, расслабитесь и представьте: раннее утро, Вы просыпаетесь, за окнами брезжит рассвет. Вам тепло и уютно. Вдруг раздается телефонный звонок. Вы поднимаете трубку и слышите приятный голос. Вас называют по имени и предлагают отправиться в волшебное путешествие к мудрецу, который поможет Вам найти ответы на Ваши вопросы. Вы согласны? В дорогу Вам нужно взять только Ваши ценности. И так, Вы отправляетесь в путешествие. Вы садитесь в такси, машина подъезжает к зданию аэропорта и водитель просит Вас отдать за поездку одну из тех ценностей, которую Вы взяли с собой. Вы входите в здание аэропорта и слышите свою фамилию по громкоговорителю. Вас просят подойти к кассе. Вы подходите к кассе и Вам протягивают билет в обмен на одну из ценностей. Вы летите в самолете, в бизнес классе и вдруг самолет начинает трясти. Выходит стюард и сообщает Вам о скором крушении самолета. Но, если Вы отдадите одну из ценностей, катастрофы не произойдет. Вы благополучно приземляетесь в лес (пустыня). Темно. Вы не знаете куда идти. И вдруг видите человека, который предлагает Вам свою помощь в обмен на Вашу ценность. Проводник выводит Вас из леса (пустыни) и Вы видите перед собой горы. Ваш дальнейший путь проходит в горах, но у Вас нет ни снаряжения, ни провизии. У подножья гор стоят два магазина. Какие две ценности Вы отдадите за провизию и снаряжение. Вы продолжаете свой путь по горам. И Вы уже видите хижину мудреца. Но внезапно перед Вами появляется пропасть, пройти которую у Вас нет никакой возможности. Перед Вами появляется проводник, и предлагает свою помощь в обмен на ценность. И вот, Вы перед хижиной мудреца. Вы входите в хижину, и Вас приветствует седой старец. С какой ценностью Вы пришли к нему? Вы ведете неспешный разговор. Проходит время, и мудрец говорит о том. Что Вам пора уходить. Он благодарит Вас за встречу. И в благодарность возвращает, на Ваш выбор, одну из тех ценностей, которую Вы отдали по дороге к нему. Какую ценность Вы возьмете с собой?».

Надеюсь, данная психологическая техника окажется полезной в вашей практике.


Что интересного на портале?