Психолог или вечный студент?

Ежегодно огромное количество ВУЗов выпускает специалистов-психологов. Молодые специалисты выходят в жизнь и стремятся скорее трудоустроиться. Но каждый ли получивший психологическое образование сможет стать хорошим психологом - консультантом? Получится ли проникаться состоянием другого? Удастся ли сразу занять нишу и найти “своих” клиентов? Этими вопросами задаются если не все, то многие выпускники и с опаской выходят в новую жизнь.

Основы общей, возрастной, дифференциальной психологии или психологии личности, изучаются всеми студентами психологических факультетов в рамках учебной программы. И это необходимая теоретическая база, на которую в дальнейшем   надстраиваются техники, методы и принципы работы практикующего психолога. Но ясно, что одной теории для консультирования мало. Получение практического опыта и наращивание мастерства лежит на плечах самих психологов.

Почти все психологи-выпускники сталкиваются с недостатком знаний и умений в области практического общения с клиентами и малым опытом проведения очных консультаций по различным вопросам. Процесс консультирования у начинающих психологов вызывает страх “сделать что-то не так” или “навредить” клиенту. Первые встречи с клиентами (если они случались) проходят довольно сумбурно, молодой психолог чувствует неуверенность, общение не складывается и психолог себя винит в недостаточной подготовленности, и начинает стремиться к дальнейшему обучению, мотивируя себя новыми теоретическими знаниями, которых как ему кажется не достаёт. И начинается непрекращающаяся учёба на курсах, тренингах, семинарах, которая часто растягивается не долгие года, вместо развития индивидуальной практики, психолог становится “вечным” студентом.

На самом деле практические навыки психолог вполне может расширять и нарабатывать самостоятельно в своей трудовой деятельности. Можно конечно, учиться бесконечно долго, и приобретать теоретические знания по различным направлениям, но тут важно понимать добавит ли это уверенности в себе, и избавит ли от страхов консультаций?

Живое общение с клиентами, как ни один другой семинар, тренинг или курсы приносит понимание клиента, позволят пополнять опыт, а именно с опытом приходит и уверенность в себе. И пусть, первая сессия с клиентом будет далека от идеальной, но это опыт и он важен для дальнейшего саморазвития.  Как же можно эффективно консультировать не испытывая дискомфорта при встрече с клиентом и с каждым разом находить свой идеальный стиль консультирования?

Для отслеживания динамики собственных удач или промахов первое время необходимо вести консультации под руководством опытного психолога. В это время приобретаются знания в области практического общения с клиентами, и накапливается опыт ведения консультаций по разным вопросам.  Опытный наставник всегда в дружественной форме сможет дать адекватную обратную связь и указать на ошибки, если таковые имеются. Психолог с наставником может поделиться своими переживаниями, своими гипотезами при работе с конкретной проблемой. Это обогащает внутренний мир специалиста, мотивирует его на дальнейшую работу. А найти опытного наставника, на которого всегда можно положиться это бесценно.

В нашем объединении вы можете пройти специальную программу по практической подготовке психологов-консультантов при непосредственном участии опытных психологов. Проведение встреч с реальными клиентами поможет в осознавании своих сильных и слабых сторон в консультировании.И способствует формированию терапевтической роли.

2015-10-13
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?