Психолог или козел отпущения.

Обращаясь к психологу – кто нужен клиенту на самом деле: специалист, который поможет изменить жизнь в желаемом направлении или козел отпущения, на которого можно скинуть ответственность.

Этот вопрос касается ответственности за свою жизнь (поступки, действия и т.д.), которую клиенты в процессе консультирования учатся брать, либо привычным образом скидывают с себя, перекидывая на психолога.

В начале консультирования клиентов необходимо предупреждать о правилах консультирования. Одним из которых является то, что нельзя использовать психолога в интригах. И что решения принимает клиент, а психолог помогает найти наиболее оптимальные для него решения.

Но велик соблазн скинуть ответственность. Т.е., чтобы не вызывать на себя агрессию близких, проще сказать, что это было сказано психологом. Например, самое распространенное: «А психолог сказала, что ты не прав». Тем самым, человек пытается обезопасить себя от недовольства окружающих людей.

Это связано со страхом клиента принять ответственность за свои решения и поступки перед лицом значимых людей.

Например

Пришел клиент с запросом разобраться в себе. В процессе консультирования человек научается прислушиваться к себе, и начинает понимать свои потребности, и согласно своим желаниям и потребностям принимает важное для него решение. При этом человек продолжает оставаться частью системы, а так как любая система стремится к гомеостазу и не желает изменяться, то его решения вызывают недовольство и страх перед переменами у окружения клиента (родственников, друзей, подруг, коллег).

 И клиент сам пугается изменений, хоть и жаждал их наступления перед началом консультаций. И чтобы снизить не желаемую реакцию своего окружения, клиент что называется «переводит стрелки», то есть он оправдывается тем, что эти решения приняты не им, а психологом. Соответственно, все его действия были продиктованы психологом.

Приходят родственники, либо они звонят, обвиняя психолога в том, что «Чего вы там придумываете, сбиваете с толку, настраиваете его (ее) против нас, или он (она) так изменился (изменилась) – и теперь это другой человек!».

Агрессия направляется на психолога. И клиенты после всех этих интервенций со стороны их окружения, как правило, прекращают посещения консультаций. Либо погружаются в чувство вины перед родными и (или) психологом. В такие моменты очень важно оказать клиенту поддержку, в которой он (она) так нуждается.

Важно объяснять, что любые действия клиента, направленные на изменение своей жизни могут вызвать негативную реакцию со стороны его окружения. Тяжело подготовить клиентов к противостоянию, которое может оказать ему его привычный социум.

Перестав быть удобным инструментом для манипуляторов из своего окружения, человек подвергается обструкции со стороны манипуляторов, так как его возросшая активность и его самостоятельность их не устраивает. Клиент научившийся видеть манипуляции родных и научившийся противостоять им – вызывает у них раздражение. Клиент, умеющий простраивать свои границы, не позволяет их нарушать и этим вызывает гнев окружающих. Клиент не желающий быть снова жертвой, вызывает агрессию своего палача, оставшегося без объекта, над которым он может издеваться, ощущая свое превосходство.

Но все это стоит того! Как многие клиенты говорили, что теперь их жизнь стала более осознанной. Как много они научились видеть в отношениях с людьми и в себе. Они становятся более чувствительными к своим потребностям. И вследствие этого жизнь становится более насыщенной.


Что интересного на портале?