Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"

         Символ-образ: «Поляна» 

Работа с этим символ-образом – это работа со своей жизнью, отношением к ней. И через изменение объектов на этой поляне можно улучшить свою жизнь.

Послание бессознательному, которое оно получает в результате работы с этим символ-образом и его изменения:  «Я делаю свою жизнь лучше:  удобнее, уютнее, комфортнее».

Это первый символ-образ, с которого я начинаю работу. Я говорю пациенту: «Представьте себе, что Вы стоите на поляне……»

Потом я задаю вопрос: «Сколько вам лет в образе?» Он позволяет диссоциироваться от привычного образа Я и психологически переместиться в пространство психоанимации. Он выбивает человека из обыденного восприятия. Очень часто человек говорит, что видит себя ребенком. Тогда я задаю вопрос: «Вы видите себя двенадцатилетней или вы стоите на поляне и чувствуете себя такой?» Если пациентка видит себя двенадцатилетней, то надо спросить: «Вы сами хотите общаться с этой поляной или это будет делать эта девочка?»

Лучше всего, чтобы человек сам, ассоциировано, общался с поляной. В этом случае можно сказать: «Посмотрите – как эта девочка общается с поляной?... А теперь пусть ребенок занимается своими делами. А Вы войдите сами на поляну… Что Вам хочется сделать на ней?»  Человек что-то говорит. 

После этого я даю такую инструкцию: «Вы можете поиграть с ребенком… вы можете делать все, что хотите и сколько хотите… Вы можете побегать по поляне босиком, вы можете поваляться на траве и посмотреть – как по небу плывут облака, вы можете понаблюдать за тем – как в траве кипит жизнь насекомых… Только постарайтесь получить удовольствие от этого: почувствуйте прикосновение солнечных лучей к лицу, ветра к волосам, травы к ногам, услышать голоса птиц, стрекот кузнечиков, ароматы, запахи, вкусы… все то, что можно ощутить на поляне в летний день. Когда вы насытитесь общением с этой поляной, скажите мне».

Вопрос: «Что бы вам хотелось сделать сейчас, когда вы находитесь на поляне?», включает в процесс лечения взрослую  творческую доминанту, дает возможность применить творческий потенциал для решения детских проблем.

На последующих этапах работы, когда я опять прошу пациента представить себе, что он стоит на поляне, я часто использую это для диагностики. Я говорю пациенту: «Можно лежать и смотреть на облака, пытаться увидеть в них какие-то образы. Вполне возможно, что они будут очень интересными и информативными. Следите - как и в какую сторону они меняются?  Возможно, что через эти образы вы получите указания - как и куда двигаться по жизни? Или же - что надо изменить в вашем движении?» Этот подход для психотерапевта может стать тестовым: как и куда двигается лечение, что надо изменить в лечении?

Когда человек говорит, что на поляне очень много земляники, я говорю: «Ух ты! Как здорово, что она так быстро появилась! Вы теперь можете наесться ею от души». Это намек пациенту, что внутри него уже появляются плоды той работы, которую мы делаем. И теперь он может ими воспользоваться во благо себе.

Если человек видит поляну и она ему не нравится, то он может ее изменить. Или же ее поменять на другую. Если он хочет поменять поляну, это означает, что он хочет поменять свою жизнь достаточно радикально. Если он находит поляну где-то рядом со старой, то это, скорее всего, означает, что он не хочет менять радикально свою жизнь или же место жительства.

При работе на поляне все изменения означают развитие за счет использования сознательных ресурсов. Если же что-то берется из леса, то это является использованием бессознательных ресурсов для развития.

 

Символ-образ: «Цветок».

 

         Работа с этим символ-образом позволяет пациенту улучшить взаимодействие с самим собой. Цветок чаще всего на символическом языке означает – «Я и мое отношение к себе». Когда человек начинает работать с этим символ-образом, он работает   со своим актуальным психическим  состоянием. Символ-образ также является диагностическим – может ли  человек работать по этому методу психотерапии?

Послание бессознательному, которое оно получает в результате работы с этим символ-образом и его изменения: «Я познаю себя, учусь сам с собой взаимодействовать и становлюсь из-за этого более гармоничным».

 

Инструкция пациенту: «Где-то на поляне растет цветок, чем-то непохожий на другие. Идите по поляне и ищите его. И когда найдете – опишите мне его…»

Каждый человек считает себя уникальным, чем-то не похожим на других. И данный вопрос дает посыл бессознательному: «Это я! И я немного не такой, как все».  И бессознательное четко понимает – когда пациент взаимодействует с цветком, что-то хорошее для него делает, он дает приказ: «Я не такой плохой, как мне казалось! Я не такой, как все. Но это даже хорошо! Я буду использовать эту непохожесть на пользу себе».

Когда пациент найдет цветок и опишет его, я обычно спрашиваю: «Что вам хочется с ним сделать? Посмотрите: может быть, на нем есть гусеницы, тля? Хватает ли ему солнца, воды, питания?»

Можно попросить человека прикоснуться к цветку. В этом случае я  как бы фиксирую образ цветка, делаю его константным. Затем надо попросить пациента сказать - какие прилагательные он может сказать относительно цветка (душистый, нежный, влажный, ранимый)? Цветок мягкий или твердый? Прохладный? Умный или глупый? Здоровый или больной? Можно ли ему доверять?

Все ответы пациента являются диагностическими. И отталкиваясь от полученных образов, мы начинаем вести пациента к тому, чтобы он их изменил в лучшую сторону.

Когда человек убирает паразитов (если они есть), поливает этот цветок и так далее, он через эти образные самовнушения говорит своему бессознательному: «Все, что мешало проявлениям моей жизненности, все, что вредило, должно уйти!»

Вот пример такой работы:

«-Этому цветку хорошо здесь?

– Не совсем – ему не хватает солнца.

-Что вы можете сделать для него? Например, вы можете пересадить поглубже в лес те деревья, которые затеняют этот цветок.

– Нет, я пересажу сам цветок. И проведу рядом ручеек».

Когда я спрашиваю пациента: «Какие чувства вызывает этот цветок?», я получаю ориентир - что с ним делать: менять его или культивировать в том виде, в котором он растет?

Я задаю пациенту вопрос: «А как вы думаете - как цветок относится к вам?» Этот вопрос позволяет вывести пациента за пределы привычного мышления (ну, как с обыденной точки зрения цветок может относиться ко мне? Да никак! Он же растение). Но когда я задаю этот вопрос, я заставляю пациента нестандартно мыслить, выйти за пределы привычных представлений, как бы инициирую его контакт со сказкой, наталкиваю его на мысль о возможности нестандартного подхода в решении его проблем.

На этот вопрос невозможно ответить, находясь в обычном состоянии– только в трансе. И чтобы человек ответил, он ДОЛЖЕН войти в транс. И в этом случае происходит примерно такой же процесс, как при ответе на дзеновские коаны (Как звучит хлопок одной ладонью?)

  Сайт vasutin.ru

 


Что интересного на портале?