Простые непростые детские игрушки

Все больше педагогов и психологов отмечают односторонность развития детского мышления. С одной стороны, детки быстро осваивают все компьютерные гаджеты, с другой - теряются при попытках собрать конструктор, зашнуровать или застегнуть одежду, затрудняются дорисовать картинку и т.д.

У всех этих действий есть общее - сенсорное развитие. Что это такое, зачем нужно и как развивать сенсорное развитие дома - читайте ниже) 

Зачем нужно сенсорное развитие?

Основа сенсорного развития закладывается в раннем возрасте. Сенсорное развитие – это представление об окружающем мире через звуки, тактильные ощущения (кожей), зрение, вкус и запах. Изучая внешний мир, осваивая пространство, окружающую среду ребенок познает мир, получает представления о свойствах предметов. Через игровую деятельность дети узнают о таких свойствах предметов и игрушек, как их форма, различные цвета, запах, вкус, величина предмета, шершавость или гладкость поверхности, звук, определяют положение в пространстве и сравнивают одну игрушку с другой.

Развивая сенсорный опыт, родители и педагоги вкладываются в интеллектуальное развитие детей, развивают наблюдательность, внимание и воображение, подготавливают почву для учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса и развитие речи, улучшают мелкую моторику, увеличивают объем разных видов памяти.

 

Как самостоятельно проверить сенсорное развитие малыша

Но чтобы не потеряться в потоке информации и разнообразии методов обучения и развития детей, начнем диагностики сенсорного развития детей. Какие же показатели здесь используются?

Дети способны воспринимать окружающие предметы с помощью органов чувств, начиная с самых первых дней своей жизни. С помощью простых игр и упражнений родители могут самостоятельно провести диагностику сенсорного развития своего ребёнка. Вот несколько из них.

1) Проверяем слух. Выберите момент, когда ваш малыш играет, окликните его шепотом из дальнего угла комнаты или попросите показать игрушку. Если ребенок поворачивает к вам голову, понимает вашу речь и ищет заданный предмет, слуховая реакция в норме.

2) Попросите малыша собрать все кубики, шарики или другие предметы по определенным признакам. Если он находит названные игрушки, определяет их характеристики, его зрительное восприятие в норме. Если же путается, делает схожие ошибки или ему требуется несколько попыток, чтобы отобрать нужный предмет, ребенку нужны коррекционные упражнения.

3) Во время игры выберите несколько игрушек с одним схожим признаком. Называя предметы, передвиньте их, поменяйте местами, попросите малыша поставить игрушку на прежнее место. Если ребенок следит глазами за ваши действиями, узнает игрушки, отличает их друг от друга, его визуальное восприятие развивается нормально. Если же он не может сконцентрироваться или путается, ему нужна коррекционная поддержка.

4) В раннем возрасте двухгодовалые и трехлетние малыши по-разному собирают пирамидку. Так, ребенок 2-х лет может собрать пирамидку с помощью взрослых, справляется сам, если колец 2-3. В 3-летнем возрасте дети уже самостоятельно собирают игрушку из 6-7 колец и больше. Если же они путают кольца, не могут выбрать подходящее по величине, таким детям нужна коррекционная помощь.

 

Итак, вы провели первую диагностику сенсорного развития, но что же делать дальше? Как с помощью простых упражнений или занятий самостоятельно помочь ребенку?

Для развития сенсорного восприятия можно использовать самые различные материалы и предметы. Крупы, обрезки тканей, верёвочки, шишки и орехи, листья, песок и камни, вода и емкости - все это можно использовать в детских играх. Прищепки, замки и ключи, щеколды, кнопки и пуговицы, ножницы, баночки с крышками и не только – есть в любом доме.

Используя простые предметы, через игровую деятельность можно улучшить показатели сенсорного развития. Занятия для детей дошкольного и раннего возраста отличаются сложностью заданий, количеством деталей, характеристик предметов. Ниже я предлагаю ознакомиться с простыми играми и упражнениями.

 

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Погремушки и другие сенсорные игрушки

Самые первые детские игрушки – погремушки, затем расширяются и дополняются до музыкальных наборов. Здесь могут быть маракасы, бубны, колокольчики, гитара, барабан и другие музыкальные инструменты с различными звуками. Игрушки можно узнавать по звучанию, искать с закрытыми глазами, угадывать, какой это звук. Для развития творческих способностей можно устраивать музыкальные представления, подбирать инструмент для каждого члена семьи или персонажа сказки, угадывать настроение инструмента.

Уникальная игрушка – чудесный (волшебный) мешочек. В ходе занятия дети учатся определять содержимое чудесного мешочка по одному или нескольким признакам, расширяют словарный запас и развивают речь, воображение. Чудесный мешочек можно наполнять как геометрическими предметами, так и персонажами сказок, буквами, цифрами, природными материалами. Чем старше дети, там сложней может быть содержимое чудесного мешочка.

Сортер – одна из самых частых игрушек, приобретаемых для детей разного возраста. Сортеры могут быть простыми, в виде малых частей, дополняющих целую игрушку, и сложными, состоящими из множества разных деталей. Для детей раннего возраста удачным приобретением будет сортер с малым количеством отверстий, фигур и форм. Дети дошкольного возраста могут справиться уже с большим количеством характеристик, сложными формами и их названиями.

Среди дидактических занятий одно из ведущих мест занимает шнуровка. Шнуровки бывают в виде плоского предмета или объемной фигуры, имеют цельную структуру или несколько составляющих. В шнуровках могут использовать различные материалы: дерево, твердый или мягкий пластик, стекло или имитация под него, металл. Чем младше ребенок, тем крупнее детали шнуровки. Дети раннего возраста могут справиться с крупными шнуровками, с твёрдыми направляющими, имеющими как прямой, так и обратный ход, с большими отверстиями. Для детей дошкольного возраста шнуровки становятся не только тренажером мелкой моторики, но и предметом развития творческих способностей. Так, шнуровки могут быть в виде кошелька для девочки, воздушного шара, машинки, парусника. В ходе занятия со шнуровкой дети обучаются таким понятиям, как «право-лево», «верх-низ», «вперед-назад», а также развивают пространственное мышление.

Старинная русская забава матрешка имеет огромный развивающий потенциал для сенсорного развития через игровую деятельность. Матрешка сочетает себе сразу несколько сенсорных характеристик. Взяв собранную матрешку, ею можно пошуметь, почувствовать ее вес, тепло материала, гладкость наружной и шершавость внутренней поверхности. На примере матрешки можно изучать такие понятия как «большой-маленький», «больше-меньше», «один-много», «снаружи-внутри». Разные матрешки позволяют тренировать навык хватания и удерживания пальчиками.

 

Итак, я описала несколько дидактически занятий для сенсорного развития детей, которые вы можете применять в своей обычной, домашней жизни.

В какие игры играете вы? Делитесь в комментариях своими находками.


Что интересного на портале?