Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 4

Атмосферу доверия и безопасности создает и то, что происходящее на встрече, не рассказывается родителям ребенка. И ребенок знает про это. Он сам может рассказывать, но психолог этого не делает. Т.о. у ребенка появляется некое пространство, где у него есть свои тайны и он может много чего себе позволить, но за этим не следует никакая оценка.

Отсутствие инвазивности, интерпретаций, безоговорочное принятие ребенка в психологической работе - факторы, обеспечивающие восстановление доверия ребенка к миру. Стабильность окружающей обстановки, определенное время, когда ребенок приходит на прием, предусмотрительное предупреждение, что время встречи подходит к концу, соблюдение определенных в течение все работы - это те звенья, из которых формируется постоянство и предсказуемость окружения.  В такой атмосфере у ребенка снижается тревога и он становится способен с одной стороны прогнозировать то, что будет дальше, а с другой вести себя спонтанно и естественно.

Если же говорить непосредственно о игре, то «в игре ребенок обращается к своему прошлому, постоянно переориентируя себя к настоящему в процессе игры. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и новых паттернах отношения... Таким образом, ребенок непрерывно открывает для себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром. Аналогичным образом в игре ребенок пытается разрешить свои проблемы и конфликты, манипулируя игровыми материалами, а часто и взрослым по мере того, как он пытается проработать или проиграть свое затруднение или смущение» (Лэндрет).

Очень важно, что в процессе игровой терапии (и не только ее) ребенок может обнаруживать свои негативные чувства и отреагировать их. Образ идеального ребенка не допускает злости, зависти, обиды с его стороны. Часто, сталкиваясь с проявлениями таких эмоций, взрослые пресекают их или стыдят ребенка. Тем не менее, ребенку важно переживать всю гамму эмоций и чувств, так как именно это обеспечивает полноценное развитие его эмоциональной сферы. Для взрослой жизни действительно важно уметь контролировать выражение эмоций. Но, овладеть таким самоконтролем в полной мере можно только, соприкоснувшись со своими эмоциями, пережив их.

Игровая терапия и тактичное сопровождение психолога оказывают существенную помощь в освоении своей эмоциональной сферы. Ребенок может быть вполне свободен в выражении негативных эмоций, но при этом не доводить их проявление до деструктивного или аутодеструктивного. Напротив, такие проявления сопровождаются вниманием и интересом со стороны психолога, поддержкой ребенка в такой непростой для него момент. Зачастую ребенок сам может быть напуган тем, какой он грандиозный и ужасный, когда злится и фонтанирует эмоциями. Реакции взрослых могут усугубить страх и чувство вины, и сделать ребенка как бы ответственным за психологической состояние родителя или семьи в целом. Это задача, с которой ребенок не может справиться по определению, т.к. он незрелый, нестабильный и только учится контролировать себя. 


Что интересного на портале?