Происхождение комического

Пробуя представить роль комического в жизни, мне хочется понять, как эту способность человека изучает наука.

С точки зрения, скорее, литературной, все "комическое поле" можно разделить на сарказм, иронию и юмор.

Сарказм несет изначальный посыл гнева, ярости, высмеивается явление или человек очень жестко, если не сказать жестоко, на грани, а иногда и за гранью фола.

Ирония - это, скорее, достаточно тонкое взаимодействие, куда включается инверсия, когда слово положительного значения приобретает противоположный смысл. При этом это подчеркивакется не только содержанием, но и интонацией.  Ирония чаще всего является откликом на превосходство говорящего, его позицию "сверху".

Юмор - это как раз насмешка с сочувствием, часто - смех сквозь слезы, мягкий, безобидный.

Если рассматривать основные направления изучения комического, те потребности, которые лежат в основе его возникновения, то мне показалось можно выделить следующие группы теорий в первом приближении.

Философская группа.

 

Теория превосходства.




Эта теория по сути отражает тот факт, что смеющийся находится "насмехается" над явлениями, событиями, людьми из позиции "сверху".

Еще Сократ у Платона говорил, что публика вечно смеется над бессилием героя комедийных представлений, сочувствуя его неудачам.

А Томас Гоббс утверждал, что смех над другим исходит из ложных предпосылок, что с самим смеющимся точно ничего не случится: такая своеобразная "волшебная" защита, которая есть у каждого. 

 

Теория несоответствия.



 

Особенно много работал в направлении этой концепции шотландский философ Фрэнсис Хатчетсон, который в своей работе "Размышления  о природе смеха" отмечал, что гораздо чаще, чем от осознания своего превосзодствва, люди смеются над несоответствием, абсурдом.

Например, в случае смеха над главным героем,  люди это делают из-за несоответствия ситуации его положения (богатству, могуществу, авторитету и т.д.).

Известны исследования британского психолога Ричарда Вайзмана, который просмотрев около десяти тысяч шуток и анекдотов, выделил следующие ситуации:

1) герой хочет выглядеть умнее, но все его попытки проваливаются;

2) муж и жена не любят друг друга;

3) доктор равнодушен к смерти больного;

4) Б-г, который совершил ошибку.

 

Теория утешения.



 

Герберт Спенсер писал, что смех является физиологической реакцией организма на то, что мы сейчас называем "дистрессом". То есть, когда человек смеется, он "освобождается" от напряжения. "Утешается".

 

Психологическая группа теорий.

Вклад психоанализа.

В какой-то степени теорию утешения разделял и Зигмунд Фрейд, который в своем труде «Остроумие и его отношение к бессознательному» касался вопросов выражения с помощью юмора сексуальности и агрессии.  Как бы обходя Сверх-Я с помощью юмора, преодолевая внутренние табу, можно выражать неудовольствие, оду, злость, раздражение, тревогу. В какой-то степени шутящий опять-таки представляет себя неуязвимым, уходя от несовершенной действительности.

 

Биологическая группа теорий.

В частности, мне показалась интересной теория Джеффри Миллера, который в своей книге "The Mating Mind: How Sexual Choice Shaped Human Nature" показал, что комическое, в частности, юмор развивался в процессе полового отбора. Юмор, как одно из проявлений интеллекта помогал находить лучших партнеров.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что в одной статье невозможно описать все разнообразие теорий комического.

На протяжении истории юмор рассматривали как характеристику самого человека (Аристотель), как основополагающую черту, интегрирующую личность (Олпорт), как характеристику, связанную со смыслом (Делез).

И, наверное, если будет желание и возможности, тему продолжу.

 

 


Что интересного на портале?