Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет

56Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет
Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет

Несколько лет назад, будучи научным сотрудником Психологического института РАО, я  "увлекалась" сказкотерапией, проводила занятия с детьми и семинары с практическими психологами, работающими в детских садах и школах. И сейчас очень хочу поделиться с коллегами разработанной мною программой сказко и игротерапии, которую я применяла в работе с детьми 4-6 лет. Некоторые сказки написаны психологами-слушателями семинаров.

   

Минимальный курс рассчитан на 10 занятий. Позитивные изменения в эмоциональной сфере деток, посещавших группу, наблюдаются еще достаточно долгое время после окончания групповой работы. Если же эффект от одного цикла занятий недостаточен, то целесообразно провести повторный курс через 2-3 месяца.

            Предлагаемый минимальный курс включает в себя 3 этапа.

I Этап - подготовительный и занимает 1-2 занятия. Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.

II этап - основной. На этом этапе решаются проблемы детей с помощью специальным образом подобранных сказок, психотерапевтических упражнений и арттерапии. Основной этап занимает 6-7 занятий.

III этап - заключительный. Строится по принципу предоставления детям максимальной самостоятельности.

Для работы в группе необходимо иметь: а)просторное помещение, в котором дети могли бы свободно перемещаться, танцевать, играть. Желательно не иметь в игровой комнате лишних игрушек, которые могли бы отвлекать детей от основного занятия. Так же не рекомендуется, чтобы дети приносили с собой игрушки и еду, исключение составляют очень неуверенные, домашние дети, для которых игрушка является символом дома, защитой. б) магнитофон для прослушивания сказок или медитативной музыки. В) чистые листы бумаги, кисти, краски (гуашевые для рисования пальцами и акварельные), несколько чистых листов ватмана, маркеры или фломастеры. Г) в помещении должен быть ковер или несколько теплых одеял для того, чтобы дети могли полежать, когда слушают сказку или медитацию. Д) каждому ребенку необходим чистый альбом и его любимая собственная фотография (для создания книги о себе). Е) маленький мячик или шарик для игр, а также небольшая игрушка в виде забавного человечка или животного. Эта игрушка часто бывает необходима на занятиях в качестве посредника в том случае, если дети затрудняются разговаривать с психологом напрямую.

I и II занятия - вводные. Направлены на объединение участников группы, формирование доверия в группе.

  1. 1.   Знакомство. В самом начале психолог в нескольких словах описывает то, чем группа будет заниматься во время занятий. Далее все дети, включая психолога по очереди называют свое имя. Детям младшего школьного возраста можно предложить рассказать несколько слов о себе: мои самые положительные и отрицательные качества, что я люблю и чего не люблю и т.д.
  2. 2.   Игра с мячиком. Для того, чтобы дети лучше запомнили имена друг друга далее можно использовать игру с мячиком. Все дети и психолог встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мячик, причем, тот, кто бросает, называет по имени того, кому бросает. В процессе этой игры психолог за тем, чтобы мячик побывал в руках у каждого ребенка.
  3. 3.   Введение правил работы группы. Психолог говорит о том, что в игровой комнате, так же, как и в жизни, есть определенные правила, которые всем необходимо соблюдать.

                 С одной стороны, основой работы в группе является гуманистическая                   психология, то есть полное принятие каждого ребенка, предоставление детям максимальной свободы, политика ненасилия. Однако, с другой стороны, практика показывает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно много детей с неразвитой произвольной регуляцией поведения. Поэтому введение правил позволяет вводить в работу группы элементы организации, дисциплины.

            Правила объясняются и записываются психологом на листе ватмана, который потом вывешивается на видном месте, и в случае необходимости психолог обращает внимание детей на эти правила. Если в группе присутствуют дети, которые еще не умеют читать, то каждая запись сопровождается символической картинкой.

            Правила. 1) Правило 3-х “НЕ” - не драться,

                                                                 не кусаться,

                                                                не обзываться.

2) Правило “СТОП”. Заключается в том, что каждый человек в игровой комнате в праве сам о себе позаботиться и отказаться выполнять те виды деятельности или участвовать в обсуждении тех вопросов, которые ему неприятны.

3) Правило “ТАЙНЫ”. Часто принято для многих видов групповой работы и заключается в том, что вся информация, полученная о ком-либо не выносится за пределы игровой комнаты. Это правило распространяется также на рисунки детей. Все рисунки и поделки, сделанные в процессе работы в группе, являются личным достоянием ребенка, и он распоряжается ими по своему усмотрению. Введение этого правила способствует установлению атмосферы доверия в группе и дает детям возможность больше раскрыть себя, показать различные стороны своей личности.

  1. 4.   Игра или упражнение.

            На первых двух занятиях можно использовать игры, способствующие установлению контакта между детьми, снятию зажимов.

Игра “Ладошки”. Все дети встают, закрывают глаза, выставляют вперед ладошки и начинают ходить по залу, соприкасаясь руками друг с другом. Цель - найти те руки, которые наиболее приятны, комфортны. Упражнение невербальное. Через 3-4 минуты на счет “раз-два-три” все открывают глаза . Далее проводится небольшое обсуждение, кто и как себя чувствовал в этой игре, что было приятно и неприятно, что вызывало наибольшие трудности.

Игра “Выборы”. Все дети делятся на две команды. Одна команда образует внутренний круг, становясь спиной друг к другу. Дети из другой команды образуют внешний круг, становясь попарно с детьми из внутреннего круга. Задание: на счет “раз-два-три” показать на пальцах свою готовность действовать определенным образом. Один палец - “человек готов фыркнуть и отвернуться”. Два пальца - “человек готов пожать партнеру руку”. Три пальца - “человек готов обняться со своим партнером”. Так как одновременно друг с другом взаимодействуют два человека, то действие совершается по наименьшему числу пальцев. Например, если один ребенок показывает один палец (то есть готовность фыркнуть и отвернуться), а другой три (обняться), то оба ребенка фыркают и отворачиваются. Далее внутренний круг остается на месте, а дети из внешнего круга перемещаются по часовой стрелке к следующему партнеру. И все повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в паре с каждым партнером 2-3 раза. Результаты игры обсуждаются.

  1. 5.   Далее психолог говорит о том, что будет на каждом занятии рассказывать детям сказки, или волшебные истории. Все дети занимают удобные места на ковре или на диванах. Можно выключить свет, если все дети в группе согласны. Практика показывает, что более эффективно, когда психолог рассказывает сказку сам, чем, когда использует магнитофонную запись. Во-первых, это способствует лучшему контакту между психологом и детьми в группе. Во-вторых, темп рассказа и сюжет можно изменять в зависимости от реакции детей. В, в-третьих, во время прослушивания магнитофонной записи работает только один канал восприятия - аудиальный, тогда как при личном контакте можно воздействовать и на визуальный, и на аудиальный, и на кинестетический канал восприятия, что расширяет сферу воздействия.

Сказка (для первого занятия сказка может быть вводной, ознакомительной).

Однажды теплым солнечным весенним днем (или зимним, или осенним и т.д.) в одной сказочной пещере собрались вместе ___ (количество детей в группе) человек. Среди них были и мальчики, и девочки, а именно ___ мальчиков и ____ девочек и еще один взрослый человек, который часто вел себя, как маленький. Эти люди были очень разные и очень отличались друг от друга. У каждого из них были свои радости и огорчения в жизни, свои победы и свои трудности, свои тайны, в общем , все, как у обычных людей. Но им предстояло прожить в этой пещере 10 долгих дней. И поэтому для них было очень важно узнать друг о друге побольше, чтобы не ссориться, а жить в мире и согласии.

Стали тогда люди выяснять, кто из них кто.

Меня зовут   ......(имя одного из детей)

А я........(имя другого). Все дети по очереди представляются.

    Что каждый из вас умеет делать лучше всего на свете? Это очень важно, чтобы помочь нам выжить в этой пещере. (Каждый по очереди отвечает).Что каждый из вас не умеет делать и никогда не умел (чтобы не просить об этом или, может быть помочь научиться делать это)? (Каждый отвечает).Нам очень важно ладить друг с другом. И поэтому надо знать некоторые качества друг друга. Назовите каждый 3 своих самых лучших качества. (Каждый отвечает).У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. И поэтому назовите 1 или 2 своих качества, которые вам в себе не нравятся. (Ответ).Что вас больше всего на свете злит и расстраивает? Чем могут помочь окружающие в этот момент?Самые большие трудности и проблемы в жизни?Самое заветное желание?

И теперь стали эти люди чуть больше знать о себе самих и друг о друге. И помнили они о достоинствах и недостатках друг друга. Не делали друг другу больно, зная о бедах и несчастьях другого. И всегда опирались и восхищались достоинствами друг друга.

 

Сказка про капельку (сказка-медитация)

 

Капелька была совсем небольшой. Она была такой же как ноготок на твоем мизинце. И жила она в океане. А там было много таких же капелек. Они сливались вместе и становились волнами. Плавно переплывали словно играя с теми, кто жил в океане. А когда ветер становился сильным, волны поднимались высоко и капелька оказывалась то глубоко внизу, то наверху, иногда даже отрывалась от волны, но потом снова падала вниз и оставалась с остальными. Потом ветер стихал и начинало светить солнце. Те капельки, которые оказывались вверху, иногда куда-то исчезали. Однажды наша капелька оказалась совсем близко к поверхности и почувствовала, что становится очень теплой и легкой и отрывается от всех остальных. Это было совсем новое для нее чувство и ей было очень приятно. Она поднималась все выше и выше и видела вокруг другие такие же легкие и полупрозрачные капельки.   И вдруг наша капелька почувствовала, что она уже не в океане, а свободно парит в воздухе вместе с другими своими подружками, которые тоже стали легкими и невесомыми. Так радостно стало капельке в этом свободном полете, так легко и счастливо. И тогда по волшебному закону природы стали капельки собираться вместе, образуя белые пушистые облака, чтобы поделиться друг с другом своей радостью и восторгом. Подул теплый южный ветерок и стал относить облака все дальше и дальше от океана к долине цветов. И опять удивилась и обрадовалась наша капелька этому невероятному изменению в своей жизни, подумала, что мир так велик, и так многого она еще не видела и не знает. Долго длилось это путешествие, и вот, наконец, наступило утро, забрезжил рассвет. И снова случились удивительное изменение - оказалась наша капелька в виде росинки на лепестках самого красивого цветка в Долине цветов. Вдохнула она пьянящий аромат лугового нектара, посмотрела на чарующие переливы цветов и разных оттенков цвета, искрящихся под лучами восходящего солнца и опять, в который уже раз почувствовала себя счастливой. Но, оказывается, природа так щедра на подарки: засветило солнышко ярче, пригрели солнечные лучи , и над Долиной цветов вспыхнула огромная разноцветная радуга, состоящая из солнца, росы и запаха луговых цветов. А наша капелька была частью этой радуги, опять став легкой и невесомой, искрящейся и ароматной. И знала она теперь, что много еще изменений произойдет с ней в жизни, и каждое это изменение будет приносить все новое удивление, все новые радости, все новые восторги. Потому, что жизнь не идет назад и не повторяет вчерашний день.

 

6. После прослушивания сказки психолог предлагает детям нарисовать то, что им хочется, говоря о том, что это может быть связано с сюжетом прослушанной сказки. Как правило на первых занятиях дети редко связывают сюжеты своих рисунков со сказкой, а чаще рисуют то, что уже умеют, чему их научили. В этом случае бывает эффективно, если психолог тоже участвует в процессе рисования и связывает свой рисунок со сказочным сюжетом.

7.Когда рисование закончено, все рисунки выкладываются на полу в центре круга. Теперь каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, что он хотел изобразить. Психолог и все дети задают вопросы по поводу рисунка: “Что здесь изображено?”, “Какое настроение на этом рисунке?”, “Что было до, и что будет происходить после?” и т.д. Часто случается, что ребенок бывает недоволен своим рисунком и хотел бы изменить его. Тогда ему предоставляется такая возможность и помощь всей группы в случае необходимости.

   8. Завершение занятия. Очень краткое обсуждение того, что сегодня происходило в игровой комнате, что понравилось и что не понравилось, что новое дети узнали за это время. В конце можно использовать ритуальную игру, упражнение или песенку, как символ окончания занятия, который будет повторяться всякий раз. Например, игра “Отметки”. На счет “раз-два-три” каждый участник группы показывает на пальцах, какую отметку сегодняшнему занятию он хотел бы поставить.

 

Второй этап работы направлен на решение эмоциональных проблем детей, посещающих занятия. Круг проблем может быть очень разнообразным, невозможно описать все виды затруднений, возникающих у детей. Поэтому в данной программе рассматриваются наиболее типичные варианты эмоционального неблагополучия детей дошкольного и младшего школьного возраста и некоторые пути помощи при этих нарушениях. Занятия строятся по тематическому принципу: одно занятие направлено на решение одного вида проблем. Однако, и психотерапевтические упражнения, и сказки предлагаемые в процессе работы полифункциональны, то есть тем или иным образом затрагивают различные стороны личности ребенка. Одна и та же сказка, история воспринимается каждым ребенком по-разному, в соответствии с его знаниями, опытом, мировоззрением, характером, и вызывает различные эмоциональные реакции, часто соответствующие именно его проблемам. Поэтому та или иная тема занятий эффективна не только для детей, имеющих затруднения именно в этой сфере, но и для всей группы в целом. Структура каждого занятия остается одинаковой, изменяются предлагаемые игры и упражнения и терапевтические сказки.

III занятие, направленное на формирование эмпатии, чувства коллектива, групповой поддержки.

  1. Занятие начинается с краткого обсуждения того, что случилось с каждым ребенком за время, прошедшее с последнего занятия. Детям предлагается поделиться своими успехами, радостями и неудачами. Часто возможно возникновение дискуссии по поводу того, что можно было сделать при подобных затруднениях в жизни ребенка, как их можно было решить наиболее эффективно.
  2. Возможные варианты игр и упражнений, направленных на формирование эмпатии, сопереживания другому человеку.

     Игра “Здравствуйте”. Способствует формированию чувства “здесь и теперь”, дает чувство группового принятия. Все дети становятся в круг. Каждый ребенок по очереди произносит фразу : “Здравствуйте! Я ..... (называет свое имя). Эта фраза произносится именно тем тоном и с тем настроением, которое есть у ребенка в данный момент. Вся группа с тем же чувством и интонацией произносит: “Здравствуй, ....(имя)”. Далее здоровается следующий. Таким образом, группа принимает каждого ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками.

            Игры со свечкой. 1) Психолог говорит о том, что следующая игра очень ответственная, в нее могут играть только те, кто умеет быть внимательным к другим, заботиться о других. Играя в нее необходимо быть очень тихим и аккуратным. Игра заключается в том, что все дети начинают молча по кругу передавать из рук в руки горящую свечу так, чтобы другому человеку было удобно и легко взять ее. При этом для создания более таинственной атмосферы, свет в комнате можно приглушить. По окончании игры важно дать детям положительную эмоциональную поддержку в том, что они отлично справились с заданием.

2) Предыдущую игру можно усложнить тем, что теперь дети передают горящую свечу тому, кому им хочется и при этом говорят этому человеку “приятности”, то есть что-нибудь очень хорошее и приятное. Задача психолога в данном упражнении следить за тем, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре.

После упражнений проводится обсуждение того, какие чувства возникали у детей в процессе игры, о том, насколько важно уметь говорить другому хорошие слова и заботиться о других.

3) Игра “Опора”. Известное психотерапевтическое упражнение, когда двое людей встают спиной друг к другу, опираются на спину партнера и вместе приседают и встают. Упражнение формирует чувство доверия, взаимной поддержки.

3. Варианты сказок и историй на эту тему могут быть различными. Это может быть известная сказка о том, как можно сломать каждый прутик по одному, но невозможно сломать целую связку или другая история. Здесь мы предлагаем

Сказку про веточку

            В большом и светлом лесу стояло дерево с пушистыми зелеными ветками. Путники, проходя мимо, всегда останавливались, чтобы укрыться под ветвями этого дерева от дождя и солнца. Веточки были все разные, но очень дружные , хотя и находились от земли на разной высоте. Одна из веточек была на уровне роста среднего человека и часто люди касались ее рукой, гладя, вдыхая ее аромат, и веточка радовалась, что приносит радость людям. И только один человек взял и обломил веточку, что украсить ею дом накануне праздника. А когда праздник закончился и веточка стала не такой красивой и свежей, как была в лесу, он выбросил ее на улицу под колеса машин. А та часть ветки на дереве стала от горя и тоски ронять крупные слезы. А поскольку лето заканчивалось и пришла осень, а за ней и зима, то слезы превращались в звенящие колокольчики. И теперь уже люди останавливались в недоумении: на живом дереве висит несуразная хрустальная ветка. Было страшно дотронуться до нее, так как она могла, как казалось людям, разлететься только от одного неосторожного прикосновения. Пришла весна. А ветка так и осталась стеклянной без тепла и участия. Да и самой не хотелось сбрасывать с себя защитный наряд, опасаясь, что опять сделают больно. И вот однажды в лес пришел добрый человек, который рассмотрел под нарядом живую душу веточки. Он взял ее в теплые ладони и стал согревать своим дыханием и сердцем. Веточка заплакала, но это были уже слезы радости и надежды, а не отчаяния и боли. А когда она ожила, то дала много новых ростков. И через несколько лет она уже ничем не отличалась от других веток. Только была более крепкой и пушистой. А добрый человек даже и не знает, какое он совершил доброе дело. Ведь веточка не может ему сказать об этом.

4. По окончании сказки можно предложить детям объединиться в пары и нарисовать рисунки вдвоем, предварительно договорившись о сюжете рисунка и том, кто и что будет рисовать.

Далее рисунки обсуждаются, подводятся итоги занятия, проводится ритуал прощания.

 

IY занятие посвящено проблеме агрессии, силы и слабости. Как правило, к 3-4 занятию агрессивность поведения детей в игровой комнате повышается. Это закономерный процесс, описанный в ряде психологической литературы. Задача психолога предоставить детям проявить свою агрессию в социально приемлимой форме, без ущерба для окружающих. Важно учитывать, что причины агрессивного поведения могут быть различными: это может быть результат эгоцентрического стиля родительского воспитания и связанной с этим завышенной самооценки ребенка. Кроме того, агрессивное поведение ребенка может быть связано с внутренней неуверенностью и, следовательно, с необходимостью постоянно находиться в оборонительной позиции, нападать первым, чтобы не показать свою слабость. И в том и в другом случае важно предоставить детям возможность выразить свою агрессивность в играх и упражнениях.

            1. Игры для проявления агрессии. Это могут быть символические бои на рулонах ватмана или воздушных шариках, символические танцы с громкими криками воинственного племени индейцев под громкую ритмичную музыку. Если этого недостаточно, то можно предложить детям поколотить боксерскую грушу или побить рулоном бумаги по мату, креслу, разорвать кипу газет на мелкие кусочки.

            2. По окончании упражнений детям предлагается отдохнуть, лечь на ковер или одеяла, закрыть глаза. В этот момент эффективно использовать расслабляющую медитативную музыку в течение 10-15 минут.

            3. После чего психолог предлагает детям опять собраться в круг и поделиться возникшими у них чувствами и переживаниями, обсудить тему силы и слабости (силен ли драчливый человек, кого можно считать сильным , а кого слабым и т.д.).

Сказка про силу.

             Жил-был в одном лесу Маленький ежик. Похож он был на всех ежей, только его доброта и отзывчивость, готовность в любую минуту прийти на помощь отличала его от остальных зверюшек, которые частенько думали в первую очередь о своем покое и своих выгодах, а только уже потом прикидывали стоит ли помогать соседу. Наш же ежик помогал белочкам запасать на зиму грибы, мышам и зайчатам донести ноши до норки, да и в любых других делах он никому не отказывал. Звери были ему благодарны и любили его.

            Конечно, существовали в лесу и такие, которые не только не одобряли поведение ежика, но и насмехались над ним и даже издевались над ним за его спиной. Жил в лесу заяц Кривое ухо, драчун и задира. Часто, встречая ежика, он шептал ему: “Ну и дурачок же ты, о себе не думаешь, вот как сейчас наподдам тебе, так к небу и улетишь, вот посмеемся-то!” Как правило с зайцем этим ходил всегда барсучок-хитричек, зло подсмеиваясь над недобрыми шутками, норовя сам приложить лапу и ударить слабого, обидеть его чем-нибудь. Третьим в этой компании был червячок-ползучок. Болтались эти трое целыми днями по лесу, бездельничали, всех задирали, обижали, насмехались, а иногда и били, и считали они себя самыми сильными и храбрыми, часто говоря об этом вслух.

            Наш ежик к счастью был очень терпеливым, никому кроме мамы не рассказывал о проделках негодников. Только дома ежик грустил о том, что он не самый сильный, иначе не позволил бы Зайцу обижать зверюшек и самого себя. “Не обращай на них внимания, - говорила мама, - На каждую силу всегда найдется большая сила”. Думал он над словами мамы, думал и решил, что надо стать самым сильным. И вот однажды приснилось ежику, что стал он огромным и сильным, колючки у него страшные и острые. Вышел он в лес. “Я самый сильный, никто меня теперь обидеть не сможет, иначе хуже тому будет”, - закричал. Все зверюшки на всякий случай в норы попрятались, и друзья, и враги. И забыл ежик зачем он хотел быть сильным, забыл кому и за что хотел отомстить. Доброта и справедливость внутри ежика все уменьшались. Звери бояться его стали, стороной обходить, одиноко стало ему. И тут ежик проснулся и вздохнул с облегчением. Это был всего лишь сон. Вышел он на поляну, где бегали звери и увидел, что из-за куста выглядывают горящие глаза волка. “Спасайтесь, звери” - крикнул ежик, свернулся клубочком и храбро покатился под ноги волку. Звери разбежались, волк сердито щелкнул зубами и исчез за деревьями. Вышли зверюшки из своих норок, окружили ежика и наперебой загалдели: “Какой ты храбрый! Ты всех нас спас! Та самый храбрый и сильный из нас!”.

            Сказка “Ветерок”

            Эта история произошла давным-давно, когда в стране белых облаков жила-была семья: мама Буря, папа Ураган и их маленький сынок - Ветерок.

            Ветерок хотел быть похожим на своих родителей: он восхищался тем, как мама Буря быстро гоняет по морю корабли, как папа Ураган резво жонглирует деревянными домиками местных жителей и зелеными деревьями.

            В один из солнечных дней, пролетая мимо густой рощи, он захотел попробовать то, как он сам сможет поиграть с маленькими деревьями. Когда он напряг все свои силы и смог сломать одно из деревьев, то это ему настолько понравилось, что он захотел расправиться со всем парком. Так он дошел до последнего дерева - это был мудрый Дуб.

            Молвил Дуб Ветерку:

Ветер, Ветер, Ветерок

Не губи меня, дружок.

       Посмотри, что натворил -

Все деревья погубил.

 

       Мог бы с ними ты играть,

         Прятаться за них, плясать.

           Смог бы сторожем ты быть

       Тишь лесную сторожить.

            Ветерок оглянулся, увидел пустынное место и понял, что ему действительно не с кем больше резвиться.

- Что же мне делать, мудрый Дуб?

           - Ты очень сильный и быстрый, ловкий и прыткий, а значит, только ты один сможешь развеять семена по пустырю, пригнать тучки, чтобы дождик полил семена; заботиться о маленьких росточках, охлаждая их своим легким воздушным потоком от знойной жары.

           Ветерок так и сделал. Выросла роща, подрос Ветерок. А мама Буря и папа Ураган стали гордиться своим сыном, ведь именно он смог всю свою силу и мощь направить на доброе дело.

4.   Рисунок .

5.   Обсуждение рисунков

6.   Ритуал прощания.

             Y занятие. Среди детей, посещающих групповые занятия, часто встречаются дети, которые часто обижаются и не умеют освобождаться от своих обид, высказывать их. На этом занятии детям предоставляется возможность выразить свои обиды в вербальной, графической и других формах.

  1. В начале занятия дети обмениваются сообщениями о своих достижениях и неудачах, случившихся за время, прошедшее с последнего занятия.
  2. Психолог говорит о том, что сегодня речь пойдет о таком человеческом качестве, как обидчивость. Обсуждается, чем это качество полезно и чем мешает человеку. Детям предлагается с помощью мимики и пантамимики изобразить обижающегося человека. Каждому участнику группы предлагается рассказать о своих самых больших обидах, которые он не может забыть.
  3. Сказка про обиду

В одном городе в самой обычной семье жил самый обычный мальчик. Жил он вместе с папой и мамой, которые его очень любили (ведь все родители любят своих детей). Этот мальчик, так же ,как и все дети, ходил в школу, после уроков гулял во дворе дома, а вечером ложился спать в свою теплую, уютную постель. Но в своей мягкой постели он не засыпал, как все дети, сладким сном, а начинал перебирать в памяти и переживать все те маленькие обиды и обидки , которые успел накопить за прошедший день. Могу вам сказать, что этот мальчик отличался от других тем, что умел накопить этих обид великое множество. Ему казалось, что он видит, как его одноклассники косо смотрят в его сторону (и на это обижался). Ему казалось, что во дворе девчонки шепчут плохие слова ему вслед - и на это тоже обижался. Часто ему казалось, что его никто не любит, даже мама с папой (потому, что они так много работают и так мало уделяют ему времени и внимания). И на это он обижался больше всего.

            Вот как много обид было у этого мальчика. Он собирал их каждый день и поэтому каждый вечер он лежал в постели и перебирал в памяти все свои обиды. И, конечно же, ему становилось себя ужасно жалко от того, что все его обижают, он чувствовал себя очень несчастным от этого. И никому не рассказывал о своем несчастье, о своих обидах. Ему казалось, что все и так должны видеть, что он обижается.

            Так мальчик и жил: пережевывал свои обиды и проглатывал. Каждый вечер. И ни с одной из своих обид не хотел расставаться.

            В конце концов с мальчиком стали происходить невероятные изменения. От каждой новой обиды он стал раздуваться, как воздушный шарик. Как обидится, так раздувается все больше и больше. И наконец раздулся так, что превратился в воздушный шарик. Подул ветер и понес шарик высоко в небо. Испугался мальчик-шарик, думает, что же делать? Страшно и неудобно лететь вот так туда, куда ветер дует, все дальше от мамы и папы, друзей, одноклассников. Даже девчонки во дворе показались ему теперь хорошими и родными. Дай, думает, я ногами подрыгаю и опущусь вниз - а ног-то и нет. Тогда, думает, я руками помашу, полечу, куда хочу - а рук нет. Ничего нет! Есть только дырка, через которую шарик надувался обидами, и все! А дырка эта плотно веревочкой красной завязаны, чтобы обиды не вылетали. Туго завязана, просвет маленький, маленький, еле виден. Поднатужился мальчик, собрался и выпустил одну, самую малюсенькую обидку в этот маленький просвет. Чувствует, веревочка-то чуть ослабла. Уже не так крепко держит. Тогда он еще обидку поменьше нашел, выпустил. Веревочка еще ослабла. Тут и ветер начал стихать, не так крутит и болтает, как раньше. И стал тогда мальчик-шарик выпускать из себя обидки и обиды, сначала маленькие, потом побольше, потом самые большие. А когда выпустил из себя самую, самую большую обиду, глядь, а он во дворе дома своего стоит, такой же, как и раньше, в брюках и курточке. А в руках у него висит веревочка красная, которой шарик был перевязан. Да! Дела! Призадумался мальчик, хотел хоть одну обиду вспомнить и не нашел ни одной - все обиды выпустил там, в небе. Ничего не осталось. Только легкость во всем теле почувствовал. И так ему хорошо и приятно стало, так захотелось всем что-нибудь хорошее сказать ( это, оказывается, так легко сделать, когда не обижаешься). Посмотрел мальчик на веревочку у себя в руке и подумал, что не хочет он больше, чтобы она его обиды связывала. Пошел и сжег ее. И теперь, когда обижался, то легко выпускал из себя все обиды. А со временем и вовсе обижаться перестал: какой смысл обижаться, если обиды не удерживаются. И стал он жить легко и свободно так, что со временем даже забыл об этой истории.

4. Рисунок. Детям предлагается нарисовать свою обиду или обидную ситуацию

5. Обсуждение рисунков.

6. Игра “в шарики”. Психолог раздает детям воздушные шарики и говорит о том, что это специальные шарики для тех, кто хочет выпустить из себя свои обиды. Каждый ребенок вслух называет несколько своих самых больших обид, которые ему мешают, а затем надувает шарик, выдувая туда все свои обиды. Все обиды пропадут, когда шарик лопнет. Кто-то из детей может проткнуть шарик, а кто-то может быть хочет подождать, когда он сам лопнет или сдуется.

7. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

YI занятие посвящено проблеме детской неуверенности, низкой самооценки. С чувством неуверенности связано много детских проблем, начиная от застенчивости, скованности, необщительности вплоть до агрессивного поведения, как способа защиты.

  1. Занятие начинается с обычного обсуждения того, что произошло за последнее время с каждым ребенком.
  2. Для работы с проблемой неуверенности существует много психотерапевтических игр и упражнений. Некоторые из них приводятся в данной программе.

Игра “Я”. Все дети усаживаются в круг. Один ребенок (условно - водящий) встает в центр круга напротив кого-нибудь из участников и громко говорит: “Я”. Тогда сидящий напротив человек называет водящему какое-либо его положительное качество (например: “Я...” - “...добрый”). Получив эту “похвалу” водящий поворачивается к следующему человеку, сидящему в кругу. Когда пройден весь круг, в центр встает другой ребенок.

Игра “Пряник” (упражнение из телесно-ориентированной терапии). Для начала выбирается желающий быть главным участником игры. Психолог объясняет, что сегодня все будут лепить пряничную девочку (или мальчика). Желающий ребенок укладывается на ковер или теплое одеяло животом вниз. Все дети собираются вокруг него. Ведущая роль в этой игре принадлежит психологу, все дети ему помогают. Психолог говорит, что для того, чтобы испечь пряничную девочку необходимо положить много разных продуктов. Все дети и психолог называют различные продукты, приправы (мука, мед, сахар, корица, фрукты и т.д.) и “добавляют” их в виде своеобразного массажа. Далее необходимо “замесить тесто” (с помощью массажа) и слепить пряничному человеку все части тела, начиная с волос, шеи и заканчивая пальчиками на ногах. Затем ребенок переворачивается на спину и все начинается сначала (добавить продукты, замесить тесто, слепить). Потом начинается процесс выпекания: для этого двое детей укладывается поперек “пряничного человека” на несколько минут. Когда пряничная девочка (или мальчик) готов, проверяется, умеет ли он ходить, прыгать, поднимать руки и т.д.

3. Сказка про неуверенность "Храбрый лягушонок"

             На дне теплой лужи лежали икринки. И в один из дней, как обычно, из этих икринок появились головастики. А одна икринка случайно закатилась под камушек. Там было прохладнее, и головастик из этой икринки вылупился позднее. А когда он вылупился, он заметил, что другие головастики гораздо крупнее его и умеют быстро плавать. Он думал, что у него никогда так не получится. И поэтому он вяло двигал хвостиком и медленно передвигался. Боясь выглядеть смешным, головастик не решался двигаться быстрее и с грустью смотрел на остальных однолужников.

            Пришло время и все головастики превратились в маленьких, симпатичных лягушат, у которых отпали хвостики. Наш маленький головастик тоже превратился в симпатичного лягушонка, но хвостик у него почему-то не отпадал. Ему было обидно, что он не похож на других и, казалось, что он самый некрасивый. И поэтому он не ходил в соседнюю лужу, где собирались бесхвостые лягушата, а сидел в сторонке и тихо грустил.

            И вот однажды, в самый обычный день, в понедельник, 13 числа, к луже подошла большая черная птица, которая искала себе сытный обед. Заметив в соседней луже лягушат, она решила пообедать ими. Птица уверенно направилась к ним. Лягушата попрыгали в разные стороны и вскоре уже были далеко от лужи. А один лягушонок не успел. Он зацепился лапкой за травинку и отчаянно брыкался. В это время хвостатый лягушонок находился на другом конце лужи. Увидев несчастного, наш лягушонок стремительно поплыл по луже, быстро-быстро работая лапками и хвостиком. Благодаря своему хвостику, который не отпал вовремя, он стремительно пересек лужу, помог запутавшемуся лягушонку выпутаться и они удачно скрылись. Когда они удалились на безопасное расстояние, их обступили другие лягушки и стали восхищаться быстротой и смелостью хвостатого лягушонка. И все вдруг обратили внимание, что хвостик у хвостатого лягушонка отпал, и он стал таким же как все, бесхвостым. Лягушонок почувствовал себя похожим на других и даже чуть-чуть лучше. Он уже знал, что в следующий раз он не будет бояться никаких насмешек и почувствовал себя уверенным и смелым. И это наполнило его радостью и гордостью.

 

Сказка “Кораблик”

 Жил-был кораблик, небольшой, но довольно шустрый. Он очень любил поплавать в море под ярким солнышком, любил заплывать далеко, и только смеялся, когда птицы ему говорили: “Куда ты? Ты ведь небольшое суденышко, ты не знаешь, на что способен . Не уплывай далеко.” Кораблик действительно не очень хорошо представлял себе, какой он, что находится в его трюмах, что направляет его паруса. Время от времени он наводил порядок на своей палубе, чистил медные поручни, подтягивал паруса, остальное оставлял на потом, ведь впереди еще много времени, у кораблика есть порт, где он сможет отдохнуть, док, где его могут подремонтировать и покрасить, да и ветер то и дело дует в нужную сторону.

           Но вот однажды кораблик разнежился на солнышке и не заметил, как ветер потихоньку, потихоньку отогнал его в открытое море. Начался настоящий шторм. Кораблик бросало из стороны в сторону, рвало паруса, ломало мачты, берега видно не было, и неизвестно, чем и когда закончится эта история. Сначала кораблик решился отдаться воле ветра и воды, чтобы за это время привести в порядок не только палубу, но и трюм, и каюты, и все остальные части. Когда он это сделал, то понял, что у него есть все необходимое, чтобы быть настоящим кораблем и выстоять в этой буре. Он собрал все свои силы, и оказалось, что он вполне пригоден для плаванья в открытом море даже в такую сложную погоду. С тех пор кораблик старался сам следить за порядком на своей территории, хоть ему и приятно, что где-то там его порт.

 

4. Рисунок. На этом занятии вместо рисунка все дети начинают работать над созданием “Книги о себе”. Для этого у каждого ребенка должен быть чистый альбом, его собственная любимая фотография, клей, фломастеры. У каждого ребенка эта Книга получается индивидуальна и неповторима, и в дальнейшем каждый ребенок будет записывать в нее все, что захочет про себя, своих близких, про свои удачи и неудачи и т.д. На этом занятии психолог только лишь рассказывает детям об идее этой книги и помогает начать ее создание. Как правило на первой странице наклеивается фотография ребенка. Этот лист ребенок может разукрасить всеми возможными способами и написать о себе все те хорошие слова, которые захочет. В том случае, если дети в группе еще не умеют писать, возможна помощь психолога: либо психолог делает надписи под диктовку ребенка, либо подсказывает, как написать те или иные слова. Многие дети вместо надписей используют различные рисунки. Все остальные страницы в книги заполняются по желанию детей всем, чем захочется. Следующая страница может быть посвящена тому, что ребенок любит больше всего, следующая - тому, что он больше всего не любит, на следующей нарисованы его самые близкие и любимые люди и т.д. Часто дети в этот альбом помещают в дальнейшем все рисунки, которые рисуют в процессе этих занятий в группе. Это уже право каждого ребенка помещать в “Книгу о себе” все, что ему захочется. На последующих занятиях психолог оставляет 5-7 минут времени для того, чтобы дети, если захотят, могли показать всем, что они нарисовали в своей Книге за последнее время.

5. Обсуждение рисунков и своих книг-альбомов со всей группой.

6. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.

YII занятие посвящено проблеме различных чувств и эмоций. На этом занятии дети знакомятся со всем многообразием человеческих чувств, учатся дифференцировать собственные чувства и эмоции, видеть проявления различных чувств у окружающих.

  1.  Психолог говорит о том, что на этом занятии речь пойдет о различных человеческих чувствах и предлагает детям назвать те чувства, которые они знают. Психолог обращает внимание детей на то, что человек умеет выражать свои чувства всем телом, с помощью мимики и пантомимики, даже без использования речи (все обсуждают, как это выражается). В этом случае удобно использовать различные картинки или плакаты с изображением людей, выражающих различные чувства. Затем можно обсудить тему положительных и отрицательных чувств, выяснить зачем человеку то или иное чувство, чем оно ему помогает.
  2. Игры и упражнения. 1) Все дети разбиваются на пары. Один из них загадывает какое-либо чувство и начинает его показывать молча, без использования речи. Задача другого - угадать, какое чувство выражает его партнер. Затем дети меняются ролями. 2) “Танцы“ - все дети делятся на две команды, одна команда загадывает какое-либо чувство и начинает его изображать с помощью танца. Задача другой команды - отгадать это чувство.

3. Сказка про чувства

            Жили-были на свете разные чувства: и жалость, и внимание, и долг, и забота, и раздражение, и радость. Поспорили они однажды: зачем мы нужны на свете людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, положительными: внимание, забота, доверие, радость. “Мы всем нужны”, - говорят. “С нами хорошо”

- Вот я, - говорит внимание, - я помогаю людям смотреть на другого человека, помогать ему, внимать ему, то есть быть в нем. Я очень полезное чувство.

- А я, - говорит забота, - я прямо за ботинок хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь.

 - А я-то, а я-то, - говорит доверие, - я помогаю людям верить, а это уж самое главное.

- А уж про меня и говорить нечего, - отозвалась радость, - я же рай даю на земле.

- Так, что все мы нужны. Не то, что вы, “плохие” чувства: жалость, долг, страх, раздражение. От вас никакой пользы, только вред. Вот ты, жалость, та жалишь и жалишь, как пчела. А ты, долг, ты только и твердишь “должен, должен”. Тяжело ведь. А от тебя, страх, одни неприятности. Все “боюсь, да боюсь”. А про тебя, раздражение, и говорить нечего. Ты весь аж дрожишь, когда что-то не так. Не нужны вы никому, ни взрослым, ни детям, а уж о нас и говорить нечего. Уходите!

 - О, беда, - говорят отрицательные чувства, то есть обиделись. И ушли.

            Остались положительные чувства одни, по началу им хорошо было, никто не мешает.

            Внимание все внемлет кому-то, всё растворилось уже в нем, его самого уже не видно. Исчезло уж совсем. “Эх, была бы жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось бы, само собой осталось.”

            Забота все заботится, за ботинок держит, не отпускает. Устала Надоело. Не может так долго держать. Чувствует, уже сил нет заботиться.. Взяла и уронила того , кого держала, и он свалился в пропасть. Тут уж она совсем расстроилась. “Эх, - говорит, - был бы сейчас долг со мной, я могла бы долго заботиться.”

            Тут доверие говорит: “А я всему верю, всему доверяю. Пойду я купаться. Я верю, тут не глубоко, ничего не случится.” И прыг в воду. А там глубина... Еле-еле выскочило доверие, чуть не утонуло. Воды нахлебалось, не продохнуть. “Эх, был бы страх со мной, посторожил бы, предостерег, я бы так сломя голову не полезло бы”.

            “А у меня все хорошо, - говорит радость. - Я всему радуюсь, рай даю”. Тут ветер подул (она стоит, радуется), потом дождь пошел (она все стоит, радуется), снег повалил, град, пурга началась. Радость простыла совсем, кашляет, чихает, температура поднялась. Совсем она разболелась. “Эх, - говорит, - было бы со мной раздражение, хотя бы раз задрожало, предупредило, что не так, я бы тогда от ветра-дождя спряталась, была бы здорова”.

Да, ребята, что-то у нас без наших друзей-приятелей отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте-ка их обратно позовем.

И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют. “Никому мы не нужны, всем без нас хорошо, все говорят, что мы плохие”. Тут дверь открывается, приходят положительные чувства. “Возвращайтесь к нам, - говорят, - давайте вместе жить, людям служить, а то дело не идет, плохо без вас”.

Так и стали жить все вместе. Жалость и внимание вместе под руку ходят. Следят, чтобы всего в меру было.

Долг с заботой подружились, помогают долго заботиться. Страх доверие предупреждает об опасности. А раздражение разочек дрогнет, чтобы радость знала, если, что не так, и о себе побеспокоилась.

И знают они теперь, что они все вместе людям нужны, без них никак. И называются они теперь не плохие и хорошие, а отрицательные и положительные.

4. Рисунок. На этом занятии можно использовать коллективный рисунок: на большом листе ватмана все дети руками рисуют свои чувства.

5. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.

 

YIII занятие посвящено проблеме застенчивости. В качестве игр и упражнений эффективно использовать танцы, разыгрывание различных сценок из жизни, в которых каждый ребенок имеет возможность сыграть разные   роли (и застенчивого, и агрессивного, и самоуверенного, и неуверенного человека).

 2. Сказка про застенчивость

            Жил не свете очень застенчивый человечек. Именно жил, а не жил-был. Потому что быть он не умел. Ему стена мешала, за которую он всегда прятался. Как только захочет что-нибудь сделать, так сразу застесняется и за стенку спрячется. А стенка у него была такая тесная, что он сам туда едва-едва помещался. Где уж там еще кого-нибудь в гости пригласить - тесно. Была эта стенка такая толстая, высокая, и состояла она из множества кирпичиков: “Я не могу”, “Я не умею”, “Я такой маленький и беззащитный”, “Меня никто не любит и не понимает” и еще много-много разных кирпичиков было в этой стенке. Так неуютно было нашему человечку за своей стенкой. Только хочет выглянуть из-за нее, а перед глазами только большие серые кирпичи - ничего не видно за ними. Хочет наверх забраться, перелезть через стенку, дотронется, а кирпичи холодные, шершавые, руки стынут. Бывало захочет человечек послушать, что же в мире за стеной происходит, вон, дети на улице подходят, говорят ему что-то, а каждый кирпичик так начинает громко кричать на разные лады: “Не могу”, “Боюсь”, “Не умею”, что только их и слышно. А что за стеной происходит никак не увидишь. Так и жил наш человечек много дней и ночей подряд за своей застенчивостью, как за каменной стеной. Плохо ему было там одному, скучно, страшно и одиноко. Только изредка солнечный лучик пробивался сверху к человечку, согревал его своим теплом, шептал ласковые слова, рассказывал, что в мире происходит, как люди там живут, как любят друг друга и доверяют и тем самым согревают сами себя и других как будто солнечным теплом. Не верил наш человечек этим рассказам. Как это доверять? Где эта вера? Где уж тут кому-то доверять, когда сам себе не веришь и даже не доверяешь. Не верил человечек лучику, а сам ему стеснялся сказать об этом, вдруг лучик обидится на него и совсем не будет приходить. Останется тогда человечек один одинешенек за своей каменной стеной. И от этих мыслей стена вокруг него становилась все толще, все холоднее, все страшнее. Теперь только изредка лучик пробивался сквозь нее и поэтому приходил все реже и реже.

            Однажды не выдержал человечек и доверился лучику, рассказал ему о своих горестях, о своих недовериях и сомнениях. Другими словами, сказал, как ему тут плохо и одиноко. И вот, что удивительно, не ушел лучик, не скрылся, а даже обрадовался этому доверию и сказал, что очень хочет помочь человечку в его беде.

- А для этого тебе нужно только почувствовать мое тепло, мою любовь к тебе. Закрой глаза, расслабься и только чувствуй, не думай ни о чем.

 

И стал лучик согревать человечка своим теплом и любовью. От этого в груди человечка становилось все теплее, теплее, приятное тепло разливалось по всему его телу, а в груди, там, где сердце, как будто загорелось маленькое солнышко. А пока человечек заполнялся этим теплом, он все рос, рос и стал уже не человечком, а человеком, а стена вокруг него стала похожа на игрушечный домик. Стал тогда человек разбирать по кирпичику этот дом и каждый кирпич вертеть в руках и разглядывать. Вот кирпич “Я не могу” - интересно, а что это я не могу, когда я еще ничего не делал.

“Я маленький” - да я уже большой.

“Меня никто не любит” - вот, оказывается, как меня лучик любил, а я и не видел. Может и с другими также.

            Так и разобрал по кирпичику всю стенку. Огляделся вокруг - люди ходят, тепло и любовь друг другу дарят. И почувствовал человек, что солнышко внутри него светит ярко и греет жарко и стал делиться с другими этим теплом, а они в ответ дарили ему часть своего тепла.

            А еще оказалось, что вокруг так много людей за своими стенками сидят и выбраться не могут. И понял человек, что у каждого из них есть свой лучик, только надо довериться ему и открыть душу для его тепла.

            А часть кирпичиков оставил человек себе и надевал свою стенку только тогда, когда хотел побыть один, подумать или помечтать.

3. Рисование. На этом занятии эффективно использовать рисование руками на больших листах бумаги, поскольку это приводит к большему расслаблению и раскрепощению.

4. Обсуждение рисунков.

5. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

IX и X занятия могут быть полностью посвящены ролевой игре. В начале занятия дети договариваются, в какую игру будут все вместе играть. Это может быть любая игра, в которую хотят играть все дети. На своих занятиях мы часто используем в качестве такой игры - строительство ДОМА. В начале все дети сообща разрабатывают макет дома, рисуют его схему на листе, договариваются, сколько в нем будет комнат, как они будут расположены, из чего дом будет строиться и т.д. Затем распределяются роли, например, при строительстве дома необходимы: главный архитектор, главный дизайнер, главный строитель, начальник ЖЭКа и т.д. Когда дом построен, каждый может занять свою комнату, ходить в гости и приглашать гостей к себе. На этих занятиях задача психолога - организовать игру в самом начале и помочь детям договориться и распределить роли, а затем предоставить детям максимальную самостоятельность.

            На последнем занятии все дети вспоминают, какие темы занятий у них были, чему они научились, что нового узнали. В конце занятия можно устроить праздник с чаем, сладостями, праздничными поздравительными свидетельствами об окончании группы и т.д. На это праздничное чаепитие можно пригласить родителей и поиграть всем вместе. Занятие можно завершить надуванием “Шаров желаний” : каждый человек в игровой комнате загадывает свое самое заветное желание и надувает этим желанием воздушный шарик. Желание сбудется, когда шарик лопнет или улетит.

 

 

Поделиться:


2014-09-21
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?