Профконсультирование старшеклассников: взаимодействие различных направлений

Важность и актуальность проблемы взаимодействия направлений профконсультирования при работе с учащимися старших классов проявляется в необходимости преодоления противоречия между потребностями рынка труда и сложившимися субъективными устремлениями молодежи. Причинами таких устремлений являются недостаточная информация о ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности и ориентация семьи старшеклассника на «модные» специальности.

В России исторически сложились и в разной степени реализованы четыре направления профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое [5,16]. 

Цель информационного направления – обеспечение учащихся достоверной и полной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, рынке труда и правилах планирования карьеры. Сегодня недостатка в информации нет. Бурно развивается интернет, обширный и постоянно обновляемый источник сведений обо всем, включая профессии, вузы и организации-работодатели. У старшеклассника, выбирающего профессию, есть все для самостоятельного поиска информации (а также с помощью профконсультанта), главное – это уметь искать и четко понимать, что ему нужно. Одной из задач профконсультанта помочь подростку сориентироваться в неравноценной и, нередко, противоречивой информации.

Поэтому профконсультанту, в целях более качественного информирования школьников, важно иметь базовые знания из следующих областей: экономика труда, социология труда, трудовое законодательство, особенности экономики, а что касается республики, то профконсультанту необходимо изучать и рынок труда, рынок профессионального обучения, экономические перспективы республики, демографическую и миграционную ситуацию в республике. К сожалению, в России полноценная система профессионального информирования недостаточно сформирована. К сожалению, в России полноценная система профессионального информирования недостаточно сформирована, т.к. не существует тесной связи между профинформационным направлением и профдиагностикой.

Диагностическое направление в настоящее время доминирует в профконсультировании.  Его цель – установление соответствия интересов, склонностей и личностных особенностей старшеклассника тому или иному виду деятельности путем соотнесения их с требованиями к профессиям.

Диагностическое направление основано на использовании психологических тестов. Необходимо отметить, что применение психодиагностических тестов должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь школьнику в решении его психологических проблем, что требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности психолога.

Можно выделить три уровня психологической диагностики: экспресс-, углубленная и глубинная диагностика. 

Экспресс-диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, и простотой. Может включать в себя анкету «Ориентация», характерологическую анкету, анкету профессиональной направленности личности Голланда, интеллектуальный тест Вандерлика, личностный опросник Айзенка и т.п. Экспресс-диагностика старшеклассника может проводиться на основе бланкового или компьютерного тестирования с немедленной обработкой и предназначена для решения следующих задач: оперативное получение информации о его профессиональных интересах и склонностях, способностях, выбор направления для профессионального обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями школьника, выявление школьников, нуждающихся в более серьезной и продолжительной работе, включая углубленную диагностику.

Углубленная диагностика характеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации, возможностью выявления профессиональных противопоказаний. К данной категории могут быть отнесены Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI), Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST), тест прогрессивных матриц Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, тест социального интеллекта Гилфорда, тест творческого мышления Торренса, фрустрационный тест Розенцвейга и др. [5,24]. 

Методы углубленной психодиагностики используются для профориентации старшеклассников в том случае, когда: профессиональные интересы и склонности школьника слабо выражены или недостаточно дифференцированы, существует противоречие между профессиональными склонностями и представлениями старшеклассника о своих профессиональных способностях, старшеклассник стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку, нужна объективная информация, необходимая для оказания психологической поддержки.

Профконсультанту целесообразно использовать унифицированную батарею методик, включающую целый комплекс различных показателей, позволяющую получить профиль интеллектуальных и личностных способностей. Опыт подтвердил, что для старшеклассников такой методический комплекс может состоять из теста структуры интеллекта Амтхауэра и личностного опросника MMPI, а для подростков — из теста Амтхауэра и опросника Личко (ПДО).

Глубинная диагностика предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Включает в себя ряд проективных и психосемантических методов, таких как методика рисуночных метафор «Жизненный путь», методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ), методика цветовых метафор [5,25].  В профконсультировании методы глубинной диагностики могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к учебе, работе и другим видам деятельности, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д. [5,25]. 

Консультационное направление тесно связано с диагностическим и основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема старшеклассника заключается в затруднениях, связанных с принятием решений. Профконсультант работает с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т. п.

Основными средствами, которые используются для психокоррекции в профконсультировании, являются беседа и техники, разработанные в рамках гештальт-терапии, нейролингвистического программирования, краткосрочной позитивной психотерапии, сказкотерапии, ориентированные на помощь клиенту в определении его мотивов, формулировании целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов [5,17].  Можно выделить оригинальную методику исследования образа цели Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой «Карта сказочной страны». Формирование образа цели тесно связано с развитием самосознания и ценностных ориентаций [3,95]. «Карта сказочной страны» не только позволяет приобрести диагностическую информацию об актуальном образе цели, но и одновременно используется в качестве средства коррекционного воздействия, позволяющего прояснить картину процесса самоактуализации [3,100].

Тренинговое направление основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения старшеклассника к выбору и для формирования навыков решения проблем. Возможно, что старшеклассник может обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике по причине игнорирования проблем и затруднений, нежелания или неумения ставить и решать профессиональные задачи. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях [5,17].  В рамках тренинговых методов работы следует  выделить подход, разработанный Николаем Сергеевичем Пряжниковым, основанный на использовании профориентационных игр.

Анализируя вышеизложенное, можно выделить проблему недостаточной  связи между консультационным процессом и реальной ситуацией на рынке труда. Иногда профконсультант владеет далеко не полной информации и знаниями о трудовой реальности, о рынке труда, его особенностях и перспективах. Профдиагностическое, консультационное и тренинговое направление необходимо соединить с профинформационным направлением, при этом учитывать социальные, возрастные, гендерные и пр. особенности школьника. Представляется важным профконсультанту владеть профессиограммами, справочными материалами, с детальными описаниями профессиональных сфер и конкретных профессий, где есть описание их востребованности на рынке труда и возможности обучения. Учитывая   изменения в мире профессий: одни профессии исчезают, другие  появляются вновь, а некоторые меняются до неузнаваемости, необходимо постоянное обновление справочных материалов и ежегодный их выпуск.  На подобной основе можно проводить адекватное и на высоком уровне психологическое профконсультирование старшеклассников. Взаимосвязь направлений профконсультирования позволит наиболее полно решить проблему профессионального выбора старшеклассника в условиях современного рынка труда.

 

Список литературы

1.Бендюков М.А. Соломин. И.Л. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. СПб.: Рост, 1998. 336 с.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 203. 144 с.

3.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 с. 256 с.

4.Соломин И.Л. Психологическое консультирование и тестирование. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999, с.125-134.

5.Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала. СПб: Речь, 2006. 280 с.

6.Соломин И.Л. Методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб: Речь, 2006. 280 с.


Что интересного на портале?