Профессии - терпимы ли Эйчары к персоналу?

 

Предлагаю обсудить тезисы доклада "Развитие коммуникативной толерантности как важнейшего качества, предупреждающего профессиональное (эмоциональное) выгорание специалиста" автора заметки.

Теоретические тезисы доклада опираются на определения монографии Бойко В.В. Энергия эмоций – Спб,: Питер, 2004 г. 474 с. Тесты: «Коммуникативная толерантность», «Коммуникативная установка» из этого же источника.

 Тестирование проведено в группах студентов специальности «Управление персоналом» очного и заочного отделения.

Будущее принадлежит индивидуализированным, в настоящем смысле этого слова межличностным отношениям в любом деловом взаимодействии. Исходя из этих тенденций, становится ясным, насколько важна для современного менеджера

коммуникативная компетентность.

Толерантность(от лат. Терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность способствует повышению устойчивости к некоторому неблагоприятному фактору.

Существует понимание толерантности, которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке людей и событий.

Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личностных различий.

Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им. Человек с пониженным уровнем коммуникативной толерантности является источником негативной эмоциональной энергии.

Коммуникативная установка личности представляет собой готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным образом, что обусловлено имеющимся у нее опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведения. Негативная установка отражает готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, а также вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра.

«Эмоциональное выгорание» - выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Дело в том, что представители многих профессий , чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания, а также руководителей, менеджеров, работников милиции, прокуратуры и получится, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания.

«Эмоциональное выгорание» является формой профессиональной деформации личности.

Можно предположить, что негативная коммуникативная установка приводит к низкой коммуникативной толерантности, как способности профессионала выносить неприятные или неприемлимые, по ее мнению, психические состояния, качества и поступки партнеров по взаимодействию и общению. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Им необходимо постоянно входить и находиться в состояние субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.

Небольшое исследование, поведенное мною в студенческих группах (50-60 человек), выявили низкий уровень коммуникативной толерантности студентов, при нормальном уровне в 30 – 40 баллов, получены результаты в 54 балла, причем у девушек уровень коммуникативной толерантности ниже, чем у юношей 57 и 46 баллов соответственно. Особенно значительное различие по таким показателям, как неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров (7 и 5,4 балла), стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным ( 7 и 3.6 балла), неумение прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности (7.4 и 5,8).

В ходе тестирования выявлены гораздо выше среднего значения (33 балла) наличие выраженной негативной коммуникативной установки, которая неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров по общении .Количество полученных баллов 59 баллов, 57 баллов – девушки и 62 баллы – юноши.

Значительны отклонения по такому показателю как завуалированная жесткость в отношениях к людям, в суждениях о них, так и открытая жесткость

Позитивная установка к людям – готовность личности доброжелательно относится к большинству окружающих. Наличие позитивной установки к людям – ценнейшее качество каждого, кто работает в постоянном контакте с людьми: ее носитель продуцирует положительную энергию, он исходно запрограммирован проявлять дружеский настрой практически ко всем партнерам в большинстве случаев. В нравственном облике такой личности преобладают положительные суждения о людях, вера в их лучшие качества.

Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях с партнером и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергетического эффекта результативности делового общения.

 








Что интересного на портале?