Процесс горевания. Утрата.

      Начну с того, что потери и утраты, нас сопровождают в течение всей жизни. Утрата вызывает состояние горя, которое лишает опоры, делая человека беспомощным. Чем больше переживаний и потерь, тем сложнее переживается очередная утрата.

      Большое влияние на переработку горя, оказывает природосообразность потери, если родители потеряли ребенка, то утрата, неприродосообразная.
      Важным является фактор функциональности, когда человек остался с функционалом, который сам для себя выполнить не может, другой давал эмоции, заботился, а сейчас его нет.
      Характер смерти (внезапность, катастрофа или несчастные случай), опасно чувством вины, а вдруг можно было что-то предпринять.
      Возможность предотвращения смерти, снова глобальное чувство вины.
      Не уверенность в смерти, человек не видел тело умершего.
      Продолжительность умирания в период болезни (слишком короткий или слишком долгий период).
      Для человека переживающего утрату, очень важно не оставаться один на один, со своим горем, ему нужно говорить и быть услышанным.
      В отличие от взрослого, ребенку сложно понять, что произошло и любой стресс является вмешательством в развитие.
      Взрослый человек в случае стресса останавливается, закрываясь от всех, проживает горе, процесс адаптации и затем двигается дальше. А у ребенка происходит либо остановка, либо регресс, смотря в каком возрасте, произошел стресс. Детям при переживании утраты важна внешняя стимуляция: музыка, телевизор, улица. Стабильность внешняя, дает внутреннюю стабильность. Ребенку нельзя затормаживать развитие, его потребности должны удовлетворятся, если пообещали цирк, значит цирк... Ребенок может уйти в фантазии, может строить планы в отношении умершего. Важно говорить о смерти, но аккуратно, давать адекватные и откровенные ответы на вопросы, но в соответствии с возрастом, участие в процессе оплакивания, всей семьей. В школьном возрасте вместо горевания может появиться гнев. Уход в жесткость, холодность. Если родитель не может сказать ребенку о смерти второго, то нужно привлечь специалиста, который и скажет (в присутствии родителя), и поможет пройти период горевания, обсуждая эмоции, слезы. Важно озвучить, что плакать, это нормально и так и должно быть, можно сказать, что для слез нужно мужество. Родитель может плакать и вместе с ребенком. Если папа и мама не успели помириться, а кто-то из них умер, важно сказать, что равнодушные люди не ссорятся. Если ребенок не успел что-то сказать маме (папе), пусть скажет, мы ведь не знаем, может они нас там действительно слышат. Для ребенка важно иметь какой-то переходный объект, который будет напоминать об ушедшем родителе, а так же всегда в доступности должна  быть фотография, причем без траурной ленты. У родственников, должно быть стабильное, адекватное поведение, если не справляются сами, то нужно привлечь специалиста.
      Боль нужно пережить, убирать ее нельзя, не детям, не взрослым!
      На первой стадии, стадии шока (от нескольких часов до двух недель) происходит крушение мироустройства, «земля словно уходит из-под ног» и детям, и взрослым, важно отреагировать чувства. Грудь наполняется воздухом и блокируется, человек начинает дышать, как мышка. Горловой и челюстной блок зажимают рыдания. Челюсть трясется, а рыдания нет. Зажимая челюсть, чтобы не тряслась, результатом оказывается разрушение зубов. Быстро ухудшается зрение, человек, словно не хочет, видеть что произошло. На этой стадии происходит заморозка чувств, нежелание верить в то, что произошло, если реакция торможения проявляется чрезмерно, нужно попросить человека двигаться, хоть немного, пусть что-то куда-то носит, чем больше, тем лучше. Чрезмерная активность, лучше, чем заморозка, так как позволяет человеку быть в контакте с телом. Помогают рутинные дела. Не нужно ограничивать человека, движение ему очень нужно. Отрезая себя от слез, человек отрезает себя и от радости. Может прекратить есть, либо использовать еду как лекарство. Нарушается когнитивная сфера, страдает память, внимание, сознание сужается. Важен душевный и физический комфорт, очень нужен тактильный контакт (пообниматься, вместе поплакать), чем младше ребенок, тем больше ему нужен комфорт и контакт, но только от близких людей! На чужих, реакция может быть не предсказуема! Девять дней, то самое, оплакивание.
      Далее фаза отрицания, психика отрицает факт потери.  Шок уходит, но до принятия, еще далеко. Часто на факт потери и на тех, кто об этом говорит, реагирует гневом. Маленький ребенок может чувствовать радость, понятно, что временно, что теперь он сможет выбрать ту маму, которая лучше. Важно на  этом этапе говорить про вину, обиду, грусть, злость. Разграничить злость от грусти. Должна быть возможность отреагирования чувств, особенно ребенку, иначе идет застревание. Этот период может сопровождаться изгнанием событий из жизни. Мотивация, я сильный, я справлюсь, хочется плакать, но не буду. На физическом уровне, истощение. Может быть обострение болевой чувствительности, гипертермические неврозы (повышение температуры тела), обострение прежних болезней. Часто в этот период люди становятся жесткими по отношению к горюющему, это происходит из-за того, что они сами не могут справляться с такими тяжелыми чувствами, они хотят жить как жили, без чужих негативных чувств.

      Горюющему можно использовать упражнение.

Сначала запрограммированный плач:

Взрослый выбирает время, вспоминает потерю, какую-то музыку, фотографии, связанные с утратой. У кого-то будет плач, у кого-то грусть.

Далее запрограммированное время на что-то приятное (ванна, чай и т.д.).

Важно чтобы человек не был один.

Обязательно шаг в будущее, его планы на завтра.

      Если есть принятие произошедшего и хоть робкий взгляд в будущее, появляется следующая фаза.

      Дезорганизация мира, отчаяние, фаза страдания. Могут быть страхи, любая симптоматика тела. На этой стадии так  же важно позволять себе  плакать. Первые три месяца, острое горе, самый сложный период (депрессии, употребление алкоголя и т.д). На этом этапе, нестерпимая душевная боль, часто именно на этой стадии, приходят в психотерапию. Терапевт говорит о прохождении этой стадии, помогает горевать. Появляется цикл плохих, хороших дней. Человек может проявлять гнев на окружающих, любые другие эмоциональные реакции. Утрачиваются прежние модели поведения, начинает нравиться, то, что ранее не нравилось. Пиком является чувство вины. Поглощение образом умершего. Эта фаза может длиться год и более, в зависимости от ряда причин, в том числе  от природосообразности утраты, личностных особенностей и т.д. В идеале, пол года.
      Фаза переживания, реорганизации, разрешения, завершения. Своеобразный внутренний субботник. В этот период начинаются изменения.
      Для человека находящегося в процессе горевания, очень важна роль того кто рядом, кто станет и опорой и поддержкой, поможет пережить боль, без отрицания потери, а разговаривая об этом, пройти через тяжелое, поможет отпустить, просто оставаясь рядом, если есть тот кто может любить, то психолог не нужен.

      Динамика говорит о том, что процесс горевания интегрируется в психике, воспоминания об умершем человеке, становятся теплыми. Важное значение имеет феномен дат и годовщин, когда все были вместе, в эти периоды, человек снова горюет, но уже не так как ранее. Может плакать аллергией, если не будет себе позволять настоящих слез.

      Если прошло более 6 месяцев, а в случае смерти ребенка, года, а динамика процесса горевания отсутствует (в динамике происходит периодическое отвлечение от горя и чем дальше, тем отвлечений больше), процесс горевания переходит в паталогическое горе. А оно, в свою очередь, переходит в депрессию, которая может сопровождаться суицидальными мыслями, в связи с чем, появляются такие болезни как онкология, у маленьких детей лимфогранулематоз, как социально приемлемые способы ухода из жизни и здесь просто необходима помощь специалиста...







Что интересного на портале?