Целью социально-психологической адаптации к началу пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение наиболее комфортного, щадящего периода привыкания к условиям функционирования детского образовательного учреждения во всестороннее благо развития личности ребёнка.
Дети с различными нарушениями психофизического развития порой непредсказуемо реагируют на поступление в дошкольное учреждение, на изменение всего уклада жизни: постоянное соблюдение установленного режима дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе множество неизвестного, а значит и потенциально опасного, другой стиль общения, занятия специалистов.
Поэтому очень важно и нужно отнестись к адаптационному периоду внимательно, вдумчиво, разумно. Стресс, переживаемый «особым» ребёнком в этот период, влияет самым глубоким образом на всё его дальнейшее дошкольное детство, на развитие, формирование личности ребёнка с ОВЗ в целом, на формирование гармоничных взаимоотношений с собой и миром окружающих людей.
Главными условиями для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ являются тщательный учёт индивидуальных психофизических проблем и особенностей его развития, учёт факторов риска, потенциально усложняющих период адаптации, а также грамотная организация развития и общения детей и взрослых в совместной деятельности.
Активная роль в этот период отводится родителям «особых» детей, которые по максимуму содействуют специалистам учреждения и обеспечивают поддержку детей в период адаптации, находясь в группе не просто рядом с ребёнком, но и активно участвуя в играх, режимных моментах, в занятиях специалистов, при организации и проведении культурно - досуговых мероприятий.
Успешная адаптация «особого» ребёнка — это всегда результат слаженной работы команды специалистов учреждения, включая блок психолого-педагогического сопровождения совместно с блоком медицинского сопровождения. Важно и нужно организовать гибкую модель взаимоотношений родителей «особого» ребёнка со всеми участниками реабилитационного процесса, позволяющую снизить базовый уровень тревожности родителей и создать условия для всё более возрастающей мотивированности родителей к посещению ребёнком ДОУ, к созданию дома условий, при которых ребёнок хочет и стремится посещать детский сад.
Проблемы и сложности, с которыми сталкиваются воспитатели и специалисты при организации гармоничного периода адаптации вновь прибывших детей, разнообразны.
Дети чаще всего не имеют дома установленного режима дня, ложатся спать очень поздно, что негативным образом влияет на пробуждение ребёнка и его утреннюю мотивированность к посещению детского сада.
Зависимость ещё не окрепшей детской психики от современных гаджетов (электронные игры, в которые ребёнок может играть бесконтрольно).
Родители в подавляющем большинстве гиперопекают детей, лишая их хотя бы минимальных шансов на проявление самостоятельности и независимости.
Дети с ОВЗ очень тревожны, боятся оказаться вдали от родных, опасаются остаться одни в большом коллективе.
Они приходят с глубокой привязанностью к родителям, особенно матери и им поначалу очень трудно допустить расставание со значимым взрослым даже на пару часов.
В свою очередь мамам очень тяжело «отпустить» своего ребёнка в социум, трудно понять и поверить, что ребёнок потенциально способен адаптироваться в группе сверстников, что он, несмотря на тяжёлые нарушения развития, сможет общаться, играть и заниматься, быть без присмотра мамы.
Личностные особенности самого ребёнка порой также затрудняют процесс адаптации. Например, склонность к интроверсии, замкнутость и малообщительность, сочетающиеся с отставанием в познавательном и социально-эмоциональном развитии приводят к тому, что процесс адаптации затягивается, порой очень надолго, и требует постоянного внимания и помощи со стороны родителей (базового сопровождения в пределах группы), а также коррекционной поддержки узких специалистов (психолог, дефектолог, логопед).
Акцентуации характера детей и родителей также создают базовые трудности при адаптации. Например, дети с лабильной и астено-невротической акцентуированностью адаптируются с большим трудом. Формирование акцентуаций характера часто происходит в результате определённых особенностей воспитания в семье, поэтому очень важно с первых дней посещения ДОУ грамотно организовать процесс психолого-педагогического сопровождения семьи «особого» ребёнка, опираясь на позитивные стороны развития семьи и в совместной деятельности реализовывая психокоррекционную составляющую: базовое консультирование и анкетирование родителей, совместные занятия по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы, где родители учатся не только «взгляду со стороны» на потенциал и способности своего ребёнка, но и приобретают способность осознавать и управлять своим собственным эмоциональным состоянием.
Порой встречаются дети, так и не преодолевающие личностные барьеры при посещении ДОУ, они не могут адаптироваться даже при оказании им и родителям всего комплекса мероприятий поддержки.
Базовой трудностью для адаптации к ДОУ является психофизическая инвалидизация ребёнка, когда сильные нарушения физического развития (тотальная обездвиженность например) сочетаются с нарушениями функционирования познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).
Например, ребёнок, не умеющий в 4-5 лет самостоятельно ходить, имеющий нарушения зрительного анализатора (сходящееся косоглазие) и имеющий нарушения сосредоточения и удержания внимания — личностная зрелость в данном случае развивается с отставанием от возрастных норм, осложняясь нарушениями средовой адаптации. Поэтому такие дети требуют к себе сугубо индивидуального подхода и комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения на всех этапах обучения, не только при адаптации, но и далее. Порой адаптационный период для них затягивается на полгода - год.
Постепенно осваиваясь в пределах группы, ребёнок понимает, что быть без родителей в детском саду порой даже интересно, так как ребёнок получает много информации со стороны педагогов, играет и развивается со сверстниками, и такие события семья при всём своём желании внутри себя организовать подросшему ребёнку уже не может. У ребёнка начинают формироваться потребности — в знаниях, в общении, в познании окружающего мира, которые могут удовлетвориться лишь в пределах ДОУ. Когда ребёнок понимает это, он стремится всеми силами посещать учреждение, и адаптируется успешно.
Адаптация ребёнка успешно проходит при организации грамотного психолого-педагогического сопровождения семьи «особого» ребёнка. Подбирая методы психологического просвещения, консультирования, психокоррекции, адекватные ситуации развития семьи, мы формируем базовые предпосылки для включения «особого» ребёнка в деятельность ДОУ.
Библиография:
1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- М.: Мозаика-синтез, 2016. - С.106-122.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М., Мозаика-синтез, 2014. - С.185-188.