Друиды ( жрецы и поэты кельтских народов) отождествляли каждого человека с растением. На своих арт-терапевтических сессиях я рассказываю об этом. Используя эту метафору, предлагаю клиенту выразить себя в образе растения.
Передо мной девочка 14 лет. Обычный набор проблем подросткового возраста
- плохие взаимоотношения с одноклассниками;
- мамино непонимание;
- одиночество, замкнутость;
- страх;
- попытки причинить себе боль;
- Вот Тебе пластилин, - предложила я ей разноцветные полоски. Как бы ты выразила себя, через какое растение? Выбирай любой цвет и лепи. Это будешь Ты, такой, какой себя чувствуешь здесь и сейчас.
Девочка мяла кусок пластилина то одного цвета, то другого, а я наблюдала за её выражением лица. Разные эмоции промелькнули на её лице. Тело сжалось, спина напряглась, и она стала лепить. Я намерено занялась своими делами, но наблюдала за Линой.
У неё получался яркий цветок с острыми лепестками. Напряжение в теле уходило. На лице разгладились скорбные морщинки.
- Расскажи мне о том, что у Тебя получилось, - попросила я её, когда она завершила свою работу.
- Я красивый цветок, ароматный, ко мне прилетают пчёлы за нектаром, я расту на поляне, там я одна, меня никто не обидит, - стала рассказывать он.
- Какие эмоции ты испытывала, когда лепила? Может быть у тебя всплыли воспоминания, возможно, что они были не очень радостными, расскажи, - предложила я.
- Да, я вспомнила своё детство, там была беда, - проговорила она и поникла головой.
- Расскажи, ты в безопасности, - предложила я ей.
Вот её короткий рассказ. Я позволю себе назвать его
«Про Жульку»
У бабушки с дедушкой была собачка Жулька. Мы все её очень любили. Когда я приезжала погостить, она визжала, прыгала, лизала меня. Жулька бегала во дворе и на улице.
Однажды она вечером не вернулась домой. Мы заволновались, долго звали и пошли искать. Нашли её в пруду у берега. Она не утонула, но уже не дышала. Ветеринар сказал, что она мертва и ей нечем помочь. У неё было внутреннее кровотечение. Возможно, предположил он, что её сбила машина, что был сильный удар.
Её выбросили к пруду, чтобы не оставлять на дороге.
- Возвращайся из прошлого ко мне, - попросила я. Скажи, а то, что ты чувствовала тогда, приходилось тебе потом чувствовать ещё раз, но в другой ситуации.
- Да, - ответила Лина. С моими одноклассниками, они жестокие.
- Где в истории с одноклассниками Жулька? – задала я ей этот вопрос.
- Жулька – это я, - со слезами выговорила она.
- Но Жулька уже не живёт, а ты? – уточнила я.
- Я тоже не живу. Они убили меня, как Жульку - сделала она вывод.
- Значит ты не живёшь? – задала я уточняющий вопрос.
Мы помолчали, повздыхали вместе.
- Я живу! - выдохнула она.
- Скажи это ещё раз, громко и на все лады! – попросила я её.
Лина с каждым словом всё увереннее повторяла:
«Я живая! Я живу!»
- Скажи, - продолжала я, если ты вот такой яркий, ажурный и прекрасный цветок, то кто твои одноклассники?
- Они кактусы, - подумав ответила она.
- А нужны ли кактусы? Или только цветы имеют право жить?
Не буду приводить все наши терапевтические рассуждения. Важно то, что Лина приняла для себя другую роль во взаимоотношениях с одноклассниками.
Она не Жулька, она красивый цветок.
Сессия закончилась, и я попросила, как обычно:
«Что ценного ты возьмёшь с собой сегодня?»
- Мы разные, нужны кактусы, нужны цветы.
Всё что есть, имеет право жить, нравятся или не нравятся они друг другу.
Они(одноклассники), не обязаны нравиться мне, быть как я, а я не обязана быть как они, - уверенно проговорила она.
- А как же Жулька? Что ты теперь скажешь про неё, про себя, про одноклассников, - попросила я её.
- Я помню Жульку, я буду её любить. Я хочу быть цветком, - с улыбкой проговорила она.
- Я как твоя обида на одноклассников, как сейчас ты её чувствуешь? – задала я очередной вопрос.
Лина задумалась, прислушиваясь к себе: «Да нет обиды, скучно обижаться, глупости всё это».
О чём поговорим следующий раз, о маме или о тебе? – поинтересовалась я.
- Про маму, она не понимает меня, - ответила Лина.
- Хорошо, здесь может быть много неожиданностей, - рассуждала я.
Сегодня ты поменяла свою роль «Я -Жулька» на образ красивого цветка.
До встречи!
Добро пожаловать Родителям, Детям и Взрослым. Арт и песочная терапия Индивидуально и в группе (г. Москва, г. Подольск) Тренинги. Выездная арт-экспедиция на озеро Светлояр для взрослых, родителей с детьми и специалистов. Статьи Подписываейтесь и читайте.
Ирина Василакий, +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas