Начало учебного года… Фраза эта становится все чаще кошмаром тех, у кого есть ребенок-школьник. Социальные сети заполняются несчастными статусами родителей про уроки и школу. Создается ощущение, что обучение становится стихийным бедствием. И как результат – все это отражается на детях. Мне всегда хочется спросить родителей: а что они ждут от своего ребенка и чего ждут от школы? Что им важно? Сдача экзаменов, к которым готовятся уже с 1 класса или сбор портфолио? Или все же их ребенок, его развитие? Педагоги и родители все пытаются разными способами вложить (именно вложить, а не дать усвоить и освоить) кучу информации, знаний и т.д. И в итоге жалуются на то, что дети ничего не умеют, не понимают, не воспринимают. И вот в результате из школы все чаще выходят те, кто «креативен, позитивен, амбициозен, нацелен на результат и т.п.», но к сожалению в практическом плане мало чему обучен, а в психологическом – с трудом разбирается в своих эмоциях, крайне тяжело переживает свои неудачи и внутренне одинок настолько, что не может делиться своими чувствами с окружающими.
Наблюдение из моего практического опыта: часто чем выше «престижность» учебного заведения, тем тревожнее в нем дети, тем «недоверчивее» к результату. Гонка за медалями побеждает индивидуальный подход к ребенку. Упущенные возможности самих родителей возмещаются за счет детей. И вот уже ребенок загружен школой, кружками, курсами, секциями и лишен основного – возможности играть и общаться с родителями, свободно, без оценки результата. Просто потому что он ребенок. А родители заменяют себя, готовым продуктом – готовые праздники, готовые развлечения, написанные за ребенка рефераты, нарисованные рисунки.
Дорогие родители! Зубрежка и директивное отношение – это гарантированные проблемы в будущем у вашего сына или дочки. Научите детей получать удовольствие от учебы, помогите увидеть успешность собственного ребенка в малом, хвалите авансом. Если вы страдаете от школьных заданий своего ребенка, негативно об этом отзваетесь – то и он не сможет учиться легко. Наши дети перенимают наше отношение к урокам. Не отмахивайтесь, если ваше чадо просит помощи. Но помогая – помогайте, а не хватайте инициативу – «дай я сам, ты неправильно делаешь»! И прежде всего научитесь расслабляться. Научитесь держать паузу. Развитие идет обычно не постоянно и по нарастающей, а скачкообразно. А это значит, если вам кажется, что ваш ребенок неуспешен, сдает назад в начале учебного года, подождите. Ему необходимо снова освоится после летнего перерыва в школе, втянуться в режим, вспомнить пройденное. Кому то на это нужна пара недель, а кому-то и пара месяцев. И в это время, и на протяжении года поддерживайте своих детей:
- Помогая с домашними заданиями, предложите ребенку сначала самому найти ошибку. Убедитесь, что правило в параграфе прочитано и понято до выполнения задания. Предложите использовать необходимое правило, или словарь, а не исправляйте ошибку сразу.
- Помогите организовать рабочее место, особенно в начальных классах. Детям до 10 - 12 лет действительно довольно сложно организовывать самостоятельно свое рабочее пространство, делайте это вместе.
- Никогда в присутствии ребенка не отзывайтесь негативно о личности и умении педагога. Если же учитель действительно не прав по отношению к вашему ребенку – поговорите с учителем лично, дайте понять ребенку, что вы защищаете его, но не оскорбляя учителя.
- Познакомьтесь с родителями остальных детей, поддерживайте по возможности с ними отношения. Наши дети учатся у нас общаться друг с другом.
- Откажитесь от сравнений с одноклассниками и оценке их успешности. Ничего, кроме зависти в их сторону и ненависти в вашу это не дает. Говорите о конкретных достижениях ребенка (пусть малейших), например – «а в этом примере ты так красиво написал цифру 8». На каждое ваше замечание, должно приходиться как минимум 3 ободрения(похвалы) и еще штук 5 обниманий ребенка(особенно до 14 лет).
- Отдавайте ребенку инициативу: пусть сам решает, какой предмет делается первым, что именно нарисовать на конкурс, какие ручки взять. Но будьте тверды в режиме дня: не делать задания на ночь, соблюдать перерывы между выполнением заданий дома, проверять готовность портфеля накануне учебного дня, просматривать записи в дневнике регулярно.