Вчера на занятиях меня спросили, как определить, что перед тобой профессионал? Не просто хороший специалист, а профессионал своего дела. И я задумалась: а каким именно я вижу профессионала, по каким критериям определяю для себя, что передо мной профи, мастер. По каким признакам я отмечаю свой уровень профессионализма и рост мастерства?
В какой момент включается четкое понимание того, что ты стал профессионалом? Когда ты понимаешь, что каждый новый клиент учит тебя чему-то, и готов это новое если не принять, то воспринимать с интересом. Когда ты понимаешь, что готов к спонтанности, к эксперименту, когда появляется внутренняя смелость отказаться от привычного взгляда на вещи и последовать в реальность клиента, узнать его карту мира. И исследовав ее, помочь ему сделать его субъективную реальность более совместимой с объективной действительностью. А также отступить, если клиент не готов следовать за тобой по предложенному пути. Отступить в глубоком уважении к его пределам, без разочарования и снисходительности.
«Каждый находится на своей ступеньке развития» - эта фраза часто произносится людьми в психологических и околопсихологических кругах снисходительно и с нотками иронии, а то и сарказма, высокомерно и жестко. А надо бы с пониманием и уважением. Когда приходит это умение, тогда с ним приходит профессионализм.
Что дает нам право считать себя профессионалом? Дипломы, регалии, огромное количество пройденных курсов и полученные сертификаты, не один год работы по специальности, участие в научных изысканиях, публикации, и многое другое? Что дает нам право однажды сказать о себе: «да, я – профи!»?
Бывает, учился человек много, к делу с душой относится, а вреда от него людям больше, чем пользы. И не придерешься ведь. Формально все чудесно: база, навыки, опыт, и внешне он располагает к себе, и плохому не учит, но он прививает клиенту свой взгляд на мир, свои ценности навязывает. И какое-то время живет человек под влиянием внедренных на сессиях установок, и радуется переменам. А потом ббабахх!!! И скатывается в неудачи, депрессии, запутывается окончательно: каким надо быть, чего надо хотеть и как к этому стремиться? От себя ушел, а к себе не пришел. Потерялся. Не плохие те установки, и ценности замечательные, и цели достойные. Но не его это установки, ценности и цели.
Я не даю готовых ответов. Мне важно, чтобы во время сессии, в процессе нашего взаимодействия, человек сам нашел свой собственный ответ, и этот ответ замечательно вписался бы в его картину мира, чуть перенаправив отныне вектор движения. Когда человек уходит со встречи, допустив для себя новые возможности, варианты развития ситуации, и при этом у него появились новые вопросы и он хочет найти ответы и на них – для меня это показатель, что я профессионально состоятельна.
Профессионал, на мой взгляд, щедро делится своим опытом, знаниями, не скрывает источников, из которых он почерпнул оные. Ну не придумываем мы сами все концепции, методы и техники. Всегда от чего-то мы отталкиваемся. Умение проанализировать информацию, отделить зерна от плевел, вычленить элементы и интегрировать их в структуру работы, синтезировать из них нечто новое – высший пилотаж профессионала.
Чем меньше специалист напускает на себя важности и тумана, чем меньше мистифицирует клиента – тем выше его профессиональная квалификация. Он позволяет себе быть самим собой, у него есть свой почерк, свой стиль, своя собственная парадигма и он не склонен к экспансии своих взглядов за счет нивелирования иных методик.
Если специалист 1)не боится конкуренции, она его подхлестывает, стимулирует, 2)при этом он, как минимум самому себе, не боится признаться, что не все может в своей профессии, знает пределы своей компетентности, 3)но постоянно в процессе самообучения, саморазвития, личностного и профессионального роста, 4)не застревает в самодовольстве: «я так крут! неимоверно крут!» - это тоже признаки профессионализма.
Кастовое сознание, снобизм, высокомерие интеллектульных работников, бряцание своими доспехами (дипломы, регалии, звания, выслуга лет) конечно, неизбежны в любой профессиональной среде, но при этом слишком часто служат непреодолимой преградой, барьером между психологом и клиентом, позволяют спрятаться специалисту от живого контакта своей сути с сутью другого человека.
Профессионал организован, дисциплинирован, он служит своему делу, а не организовывает других на служение себе.
У него есть свой собственный кодекс чести, осознание своей миссии и постоянное стремление осуществить ее ненасильственно и мягко.