Природа человека вне добра и зла

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советском психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, человек изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». Бихевиоризму вообще смешны разговоры о природе человека, для него бихевиориста человека вариант биоробота. В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Дмитрий Морозов:

Как много в первые годы Китежа мне говорили о добродетели! Из каких истот берет начало «добродетельное поведение»? Из глубинной, часто скрытой, детской уверенности, что в ответ на хорошее поведение окружающий мир тоже проявит доброту, каким-то мистическим образом подарит им счастье, то есть, в обмен на труд и готовность терпеть суровые условия обеспечит им безопасность, возможность быть беспечными, сделает их хозяевами своей жизни.

Теперь я понимаю, что и не мог перевоспитать взрослых. В меня самого тридцать три года вкладывали образы родители, потом Университет, Индия, комментаторы радио Маяк. А я захотел переписать программы взрослых людей на свой лад за пару лет! Как стыдно признаваться себе в собственной глупости и наивности. Я ведь тоже думал, что делаю добро. И спешил со своим добром, настаивал, обучал черепах летать, рыб – бегать.

А потом, когда разразился кризис, мою сторону приняло ничтожное число общинников. Тут я пережил острейшее разочарование. Мой наивно благостный образ мира разлетелся вдребезги.

Но ведь я сам был виноват, что не предвидел, не желал осознавать, что люди не добры и не злы. Они такие, какие есть – занятые собственным выживанием. Даже в молитвах в церкви и паломничестве по святым местам они ищут облегчение собственных болей и страхов.

Когда благополучие под угрозой, они теряют преданность и желание следовать за высокими идеалами. Каждый просто спасает себя и своих близких.


Что интересного на портале?