«…руководитель заведения Михаэль Вальберг Соренсен сообщил, что его зоопарк занимается препарированием животных уже 20 лет: «Мы не кромсаем животных ради развлечения. Мы верим, что таким образом мы делимся знаниями»
Хмурый сотрудник зоопарка ловко орудовал скальпелем над телом умервщленого льва, а его помощница комментировала происходящее на операционном столе, брала в руки вырезанные внутренние органы и показывала наблюдающим, среди которых было немало детей.
Давайте, оправившись от шока, зададим себе вопрос: какими знаниями и с кем на самом деле делятся сотрудники зоопарка? И знаниями ли?
Как известно, выбор профессии, вида деятельности, обусловлен набором фиксаций и фрустраций бессознательных влечений в детском возрасте и стремлением к удовлетворению своих бессознательных импульсов.
Для ветеринара, разделывающего тушу льва, его работа есть не что иное, как реализация вытесненных детских садистических фантазий в разрешенной обществом форме. В этой связи, чтобы объяснить причину выбора деятельности, в голову не приходит ничего кроме предложенного Фрейдом Эдипова комплекса.
В контексте концепции Эдипова комплекса лежит конфликт между ребенком и родителем одного с ним пола на фоне влечения к родителю противоположного пола, который заканчивается вытеснением этого влечения при помощи чувства страха.
Так же, приходит на ум мысль о том, что лев, угодивший на разделочный стол, благодаря своей репутации сильного и кровожадного хищника, является тотемным животным для многих африканских племен. Для современного человека лев это царь зверей, мифологизированное животное, олицетворяющее безграничную власть.
В работе З. Фрейда «Тотем и табу» упоминается о традициях умервщления и поедания у некоторых народов тотемных животных. Совершается это для того, чтобы, вместе с плотью, принять в себя качества, которыми, по мнению участников ритуала, обладает тотемное животное. Съел льва – стал таким же сильным и храбрым как лев. Съел крокодила – связь по тому же принципу, что и со львом и т.д…
Мы лишены возможности покопаться в голове угрюмо разделывающего льва датского ветеринара и его сообщников, но, опираясь на психоаналитическое учение, можем порассуждать об их действиях как о регрессии.
В первую очередь, о ее причинах.
Что побуждает человека регрессировать к более ранним стадиям своего развития?
Основная причина – дискомфорт, который вызывает реальность. Под толерантным словом дискомфорт имеется в виду весь набор состояний души, который предъявляет обычно пациент на приеме у психотерапевта.
И, чтобы помочь пациенту, психотерапевт любого направления, создает во время сеанса условия, способствующие погружению в регрессию.
Есть очень много способов погрузить себя в состояние регрессии без помощи психотерапевта. От вполне здоровых и адекватных, таких как занятия спортом, игра, творчество, до патогенных – алкоголь, наркотики.
Так вот, публичное разделывание тел животных под поводом просвещения в вопросах анатомии, следует, с психоаналитической точки зрения, рассматривать как регрессию датского общества на более ранний, примитивный этап развития, призванный снять напряжение и ослабить коллективный невроз. Поскольку выбранный способ ослабления невротического напряжения содержит сцену расчленения животного, а так же плоть и кровь, то можно сделать вывод о том, что другие, более щадящие душу, способы уже не срабатывают. Зажатое ограничениями и фрустрациями общество уже не выдерживает избранного им же способа существования и, только жертва способна продлить бытие. Остается только надеяться, что дело не дойдет до публичного препарирования себе подобных.