Улица, пляж, магазин? В одно мгновение его маленькая ручка выскальзывает из вашей, и малыш исчезает из вида. Каждая мама хотя бы однажды впадала в панику, не обнаружив рядом свое чадо. Одни детки ограничиваются единичным опытом с «исчезновением», другие проделывают этот фокус регулярно, вынуждая взрослых побегать и поволноваться. В любом случае необходимо объяснить малышу правила поведения в общественных местах, касающиеся безопасности.
«Каждый раз, собираясь на пляж, я испытываю настоящий страх,- говорит мама двухлетней Насти. Она довольно спокойная девочка, но как только она оказывается рядом с водой, все запреты и увещевания перестают действовать. Она просто не способна оставаться рядом со мной. Стоит отвлечься лишь на минуту, чтобы расстелить коврик или водрузить зонт, как она исчезает! Походы на пляж из удовольствия превратились в мучение!»
Некоторые вещи настолько завораживают малышей, что они действительно забывают обо всем на свете, в том числе и о ваших предостережениях. Когда ребенок чем-то поглощен, его внимание, как луч прожектора, направлено в одну точку, все остальное остается в тени. Он пока не в состоянии удерживать несколько целей, тем более разнонаправленных. Одновременно помнить о послушании и устремляться к заветной цели в ведомом только ему направлении – просто невозможно! Как научить его благоразумию? Возможно ли ограничить свободу ребенка, не ограничивая его инициативу и любознательность?
Конечно, важно в возрасте 2-3 лет, когда малышу необходимо чувствовать свою независимость, позволить ему совершить некоторые опыты, например, скатиться с высокой горки. Разумеется под вашим присмотром. Однако, учить ребенка элементарным правилам безопасности нужно начинать как можно раньше, если мы хотим видеть его благоразумным и ответственным. Однако, не стоит постоянно твердить ему: «Осторожно! Упадешь, ударишься!» Это может привести к тому, что он станет слишком осторожным, скованным и боязливым. Если он затевает что-нибудь «рискованное» (собирается посмотреть, обитают ли в фонтане рыбки, например) будьте рядом, подстрахуйте его и объясните, что он может это сделать, но есть правила, которые необходимо соблюдать. Дайте понять малышу, что вы видите, как с каждым днем он становится все более умелым и самостоятельным – это очень много значит для него. Подбадривайте его, поздравляйте каждый раз с новой маленькой победой. Ему будет легче воспринимать правила безопасности, если вы покажете, что принимаете его инициативу и целеустремленность всерьез. Ваша поддержка поможет ему выдерживать временное ограничение активности, когда необходимо дать руку или оставаться рядом. В возрасте 2-3 лет, малыш сможет усвоить основные правила безопасности, если вы неоднократно повторите их для него. Приведите примеры: «Медвежата никогда не выходят в лес без мамы-медведицы». Перед тем, как покинуть дом, разъясните ему, что ожидаете от него в публичных местах. Выберете момент, когда он спокоен, и объясните, что на улице будет много машин, людей, и поэтому необходимо быть рядом и держать вас за руку, чтобы не потеряться и не попасть в опасную ситуацию. Скажите ему, что дома, на площадке или в парке он может бегать и баловаться, но на улице, в магазинах, в публичных местах он должен вести себя хорошо, прежде всего, для собственной безопасности. Выйдя на улицу, напомните ему об этом еще раз. Если он берет на прогулку игрушку, попросите малыша объяснить ей правила, чтобы его зайчонок или грузовичок не потерялись. Так ему будет легче запомнить ваши объяснения. Обратите его внимание на более взрослых детей, держащих маму за руку.
Даже если малыш знаком с правилами безопасности, в многолюдном месте он может растеряться и потерять вас из виду. Поэтому будет нелишним обзавестись идентификационным браслетом, который вы сможете надевать ребенку, отправляясь на пляж или рынок. Но конечно, эта дополнительная гарантия не сможет избавить вас от постоянного присмотра за своим чадом.
Несмотря на все ваши наставления и бдительность, небольшие происшествия всеже иногда случаются. Когда Илюша перебежал через дорогу, не подождав маму, маму, онашлепнула его по попе, прежде чем сильно сжать в объятиях, чем вызвала изумление и негодование прохожих. «Я, безусловно, сожалею о своей бурной реакции, но я была так разгневана и напугана! Илюша расплакался и долго не мог успокоиться, наверное, такая форма наказания показалась ему очень странной: шлепки пополам с объятиями». Конечно, мы знаем, что шлепок это не выход, тем не менее в стрессовой ситуации мы часто реагируем импульсивно и непредсказуемо. Важно, чтобы вы объяснили малышу, за что ему «досталось». Скажите ребенку, как сильно вы за него испугались, ведь он подвергал себя опасности. Постарайтесь успокоиться сами и успокоить малыша, ведь он испуган не меньше чем вы. И только когда приступ паники пройдет, серьезно поговорите с ним о том, что произошло. Объясните малышу, что даже если дорога пуста, он все равно не должен пытаться перейти ее самостоятельно. Для усиления вашего авторитета, попросите папу или кого-то из членов семьи еще раз спокойно объяснить все малышу.