Права

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы.

Согласно дореволюционному Cловарю Брокгауза и Ефрона:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем.

Большая Советская Энциклопедия, выражая нормативно-позитивистскую позицию марксистско-ленинской науки, определяет, что

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Американские юристы могут говорить о том, что

Право — это система норм, обеспеченная системой институтов.

Согласно либертарно-юридическому подходу, выражающему правопонимание одной из наиболее авторитетных философско-правовых школ России:

Право - единство равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (т.е. его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом), либо правовой системой. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание составляется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права будут подразумеваться и другие правовые явления: правовая культура и правореализация.

Признаки права

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

  • Нормативность
  • Общеобязательность
  • Обеспеченность государством
  • Является регулятором общественных отношений

Права человека

Французская Декларация прав человека и гражданина — первый конституционный акт, где был использован термин «права человека». Основные статьи: Права и свободы человека и гражданина, Всеобщая декларация прав человека

Права человека — права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Юснатуралиствами все они или их часть рассматриваются как естественные права человека. В международном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН. Составляют основу конституционного права правовых государств. Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и различных международно-правовых договорах различаются.

В Викитеке есть тексты по теме

Всеобщая декларация прав человека закрепляет:

  1. право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
  2. право на равную защиту закона, на защиту от дискриминации и от подстрекательства к оной;
  3. право на свободное передвижение и выбор места жительства, а также на свободное покидание любой страны и возвращение в свою собственную;
  4. право на гражданство и на его защиту;
  5. право основывать семью, заключать брак и иметь защиту семьи со стороны общества и государства;
  6. право владения имуществом;
  7. право на свободу мысли, свободу совести и религии;
  8. право на свободу убеждений и на свободное выражение их, беспрепятственное поддержка своих убеждений и поиск, получение и распространение информации и идей любыми средствами;
  9. право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
  10. право на образование.

Право и целесообразность

Не все в жизни определяется правом, нельзя забывать и о целесообразности.

Предположим, молодой отец не занимался маленьким ребенком, но вдруг заинтересовался и хочет, чтобы к нему прислушивались. Прав на это он, может быть, и не заработал (хотя - если он зарабатывал деньги, чтобы мама могла заниматься ребенком, это учитывать необходимо также), но если начать к его мнению по поводу разития и воспитания ребенка прислушиваться, он ребенком будет интересоваться и заниматься больше. Это - целесообразно. Смотри Действие: основания и целесообразность


Что интересного на портале?