Для того чтобы процесс работы консультанта и клиента был более структурированным и эффективным необходимо определить, какую позицию клиент занимает.
Замотивированные клиенты – это клиенты, у которых есть цель, но нет ресурсов (способов, средств) чтобы достичь данной цели. Чаще всего - это люди помогающих профессий (врачи, педагоги, психологи). Не способны к многовариантному мышлению, поведению. Нужно пробовать разные методики.
Демотивированные клиенты – это клиенты, у которых есть ресурсы, но нет цели. Они приходят с вопросами о жизни. Нет плана дальнейшего развития. Необходимо прояснять позицию: "Принимать решения будете вы сами".
Клиенты, которых необходимо перенаправить в специализированное учреждение – это те клиенты, которые не имеют ни цели, ни ресурса. Это люди, которые проходили лечение в психиатрической клинике, социопаты. Признаки: 1). Имеют рекомендации из государственных учреждений; 2). Нуждаются в справке; 3). Волнует вопрос цены.
Как определить позицию клиента в консультировании
№
Вопросы
Ответы
Замотивированные клиенты
Демотивированные клиенты
Клиенты, которых необходимо перенаправить
1
Вы считаете это проблемой?
Конечно
Нет. Не знаю. Не уверен. Не признают, что проблема есть. Если ты пришел и у тебя нет проблем, зачем ты пришел?
Да (перечисляют огромное количество проблем).
2
Что вы предпринимали (делали) чтобы решить вашу проблему?
Я сделал… (следует перечисление сделанного)
Ничего особо не делал. Пробовал, но не получилось. Показывают, что это для них не актуально.
Ничего. Я не знаю что делать. Посоветуйте.
3
Скажите, если бы вы не узнали обо мне, не обратились бы ко мне, то продолжали бы искать помощь?
Да, однозначно.
Наверное, нет. Не знаю.
Не знаю.
4
Вы уверены, что я как специалист смогу вам помочь, если «Да», то почему вы так считаете?
Конечно, уверен. Мне Вас порекомендовали знакомые. Я узнал о Вас из интернета и т. д.
Откуда я знаю. «Давайте попробуем, а там видно будет».
Наверное. Мне вас порекомендовала социальная служба. Не могли бы Вы выписать справку.