ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
«Если совершенствуешь себя, то разве трудно будет управлять государством? Если же не усовершенствуешь себя, то как усовершенствуешь других?»
Конфуций
Власть есть повелительное наклонение жизни. Во имя чего одни стремятся к ней, другие же бегут как от огня? Возможно ли счастье, и можно ли им владеть? Как личностные черты проявляются в устройстве государства и в чем состоит общественный прогресс? В чем причины подчинения, и какова природа воли к власти?
Побеждать или защищаться?
«Только тот способен на великое деяние, кто живет так, словно он бессмертен»
Люк де Вовенраг
Способность человека повелевать себе подобными всегда занимала умы. Одни видели в ней признак богоизбранности, принадлежности к особой породе людей, другие – проявление магических сил. Поборники здравого смысла находили ее следствием развитого ума. Оппоненты указывали на значение воли, дар убеждения и бесстрашие. Романтики отмечали артистизм, быстроту реакции и наблюдательность лидеров. Секрет власти и загадка любви - две главные темы философских трактатов, поэм и разговоров «за жизнь».
Совместимы ли свобода и власть? Как соотносятся принуждение и счастье? Является ли любовь формой господства одного существа над другим, или напротив, власть необходима для служения людям? В отличие от философов, рассуждавших умозрительно, научная психология встала на путь наблюдений и экспериментов. Оказалось, что выводы весьма рознятся и зависят не столько от изучаемого, сколько от установок исследователя.
Создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг воспринимал власть мистически. Следуя традиции древних магов, он описывал душу как сцену, на которой развертывается игра надличностных сил. Названные им архетипами, они существуют извечно и борются за место у штурвала нашего «Я». Все что кажется движениями чувств, есть смена доминирующего архетипа. Среди них есть мудрые и бесшабашные, влюбчивые и властные. Лучшим их описанием он считал античные и кельтские мифы. За любовь отвечает Эрос, а властный находится под контролем Юпитера или Вотана. Проявленный в человеке архетип преображает его. Для окружающих он становится неотразим и могуч как бог. Однако, человеку в том мало проку, поскольку сам он - только игрушка овладевшей им силы.
Фрейд в свою очередь заметил, что потребность контролировать других есть следствие высокого уровня тревожности. Он предположил, что потребность во власти является механизмом защиты от тревоги. Она исходит из воспоминаний о полученной в прошлом травме. Стремясь к контролю, человек стремится обеспечить безопасное окружение, гарантирующее невозможность ее нового повторения. Однако, достичь спокойствия таким путем невозможно. Это обрекает на новые попытки управлять и контролировать. Так с подачи классика всякое стремление к власти стало толковаться как подлежащее лечению. Впрочем, в составленный им список болезней попали и страсть к творчеству, способность жертвовать собой и наличие религиозных убеждений. «Нормальный» человек оказался маленькой серой мышкой.
Основатель же теории индивидуальной психологии Альфред Адлер восхищался стремлением к власти, полагая в нем вслед за Ницше «основной инстинкт», лежащий в основе всех потребностей, поступков и чувств. Искусство и любовь, научный поиск и религиозные откровения – следствие стремления к доминированию. Быть первым – предназначение человека. Поскольку число призовых мест ограничено, то история человечества и личности есть непрерывная борьба. Рецепт счастья – стать лучшим хоть в чем-то. Найти призвание и реализовать в нем жажду превосходства, научившись мирится со вторыми ролями в прочих делах.
Эта теорию продолжает современная концепция альфа-лидерства. Согласно ей, вожака отличает набор особых качеств. Среди них: абсолютная уверенность в праве повелевать, помноженная на страстное стремление к доминированию. Альфа-лидер проявляет самый высокий уровень энергии и целеустремленности. Остальные примыкают к нему в качестве бэтта-лидеров, сподвижников, либо остаются в числе гамма-особей, подчиненной массы. Неудачники опускаются в статус омега и становятся изгоями. Легшие в основу теории наблюдения проводились над стаями обезьян, заключенными в тюрьмах и служащими офисов. Выявленное соответствие привело к не самым приятным выводам по поводу человеческой природы….
Созидать или брать?
«Чтоб познать природу государства надо понять свойства людей»
Томас Гоббс
Личность порождается языком, культурой и взаимодействием с миром. Власть, как и любовь – не существует без других, являясь не столько инстинктом, сколько способом вступать в межличностные отношения. Эрих Фромм описал пять социальных типов личности. Каждому соответствует свой метод построения отношений контроля и власти. Он остается постоянным, мало завися от контекста и деталей.
Выжидатель. Пассивный потребитель. Подобен птенцу, умеющему открывать рот и брать предложенную пищу. Ожидает счастья, полагая что его должны доставить на дом. Капризен и обидчив. Взывает к чувству вины, демонстрируя беспомощность. Использует ее для контроля окружающих, вынуждая заботиться о себе. Готов обожествлять сильного. Однако быстро разочаровывается и проклинает вчерашних кумиров. Собственных же усилий для достижения результатов предпринимать не намерен.
Манипулятор. Хитрый вымогатель. Стремится получить желаемое с минимумом усилий. Хищник, скорее ловкий чем сильный. Очаровывает, обещает, увлекает. Играет на слабостях. Способен ставить себе цели и разрабатывать изощренные стратегии. Скрытен. Предпочитает закулисные интриги и обходные маневры. Прямого столкновения избегает. Делит людей на союзников, соперников и пищу. Хорошо вписывается в сложные и запутанные системы, хотя по природе полнейший индивидуалист.
Агрессор. Авторитарный вожак. Не ждет милостей от природы, предпочитая брать свое силой. Прям и напорист. Стремится все контролировать. Обвиняет и запугивает. Ссылается на необходимость поддержания порядка и неспособность людей управляться с делами. Себя полагает их защитником. Поборник устоев и принципов. Окружающих делит на подчиненных и вышестоящих. С собой обходится столь же жестко как с другими. Идеально функционирует в иерархических системах и критических ситуациях, требующих принятия ответственности.
Предприниматель. Активный созидатель. Кузнец собственного счастья. Ставит задачи себе и другим, мотивируя в соответствии с личными особенностями людей. Воспринимает мир как место для соперничества, игры и побед. Во всем видит источник ресурсов. Стремится использовать максимум благоприятных шансов. Аппелирует к здравому смыслу и личному интересу. Предпочитает договариваться к обоюдной выгоде сторон. Конструктивен и доброжелателен когда того требуют обстоятельства. Но верен при этом только себе.
Творец. Самозабвенный гений. Яркая индивидуальность. Следует своей путеводной звезде, мало обращая внимания на обстоятельства. Сопротивление игнорирует. При необходимости организованных действий увлекает за собой личным примером. Заряжает вдохновением и излучает энергию. Силу черпает в верности предназначению и таланту. Повинуясь движениям души, легко меняет планы. Находиться рядом с ним волнующе и опасно. Встреча с творцом радикально меняет жизнь, превращая ее в невероятное приключение.
Любить или владеть?
«Страшна не смерть, а напрасная жизнь»
Бертольд Брехт
Подлинный лидер поднимается над личностным типом. Есть время договариваться, а есть и власть употребить. Умение выжидать сочетается со способностью к нанесению внезапных ударов. Жесткость соединяется с гибкостью и стратегическим мышлением. Неважно, кем родился – важно кем себя сделал. Это отличие свободных людей от косной массы.
Первые три социальных типа относят к деструктивным. Причиной их формирования полагали задержку в развитии вследствие ошибок воспитания. Опыт подсказал необходимость учета социальных влияний. Причины деструкции – глубокое недоверие к миру. Для него нужно сочетание жестокого и непоследовательного воспитания с зависимым положением и господством диких нравов. Недоверие рождает страх открытого выражения чувств. Вынуждает искать обходные пути, использовать агрессию, или избегать активности. Трудно вырастить здоровую личность в больном обществе.
Следующие два считаются конструктивными, или зрелыми. Они есть продукт мудрого воспитания и благоприятных условий. В жестокие времена деструкторы преобладают, задавая нравы и воспроизводя себя. Личности зрелые подавляются или изгоняются. Однако, иногда происходят внезапные вспышки мутаций. Соотношение типов меняется. Волна героев сметает границы, разрушая и создавая целые страны. Лев Гумилев называл их пассионарными толчками. Источником таковых он полагал космические излучения. Иногда их соотносят с пиками солнечной активности. Человек неотделим от Вселенной. И в ней достаточно тайн.
В анализе социальных взаимодействий выделяют еще две ключевые установки. Эрих Фромм назвал их модус обладания и модус бытия. В первом жизнь есть обладание объектами. При этом люди, чувства и даже душа и тело воспринимаются как вещи. Ими «владеют». Мы говорим: у нас есть тело, есть разум, друзья, любовь, влияние, машина, одежда…. Владеющий отчужден от жизни и самого себя. Будучи отделенным, он утрачивает собственное «Я». Требуются все новые вещи для того чтоб почувствовать себя живым. В результате существование превращается в погоню за обладанием и контролем.
В модусе бытия мы не обладаем душой и телом. Мы ими – являемся! Они не собственность, не вещь, но сама неотделимая суть нас. Люди и их чувства перестают быть объектами собственности, которые надо контролировать и удерживать. Это единственный способ наслаждаться ими. Любовь нельзя «иметь», но можно ей «быть». Всякая попытка превратить жизнь в вещь убивает ее. То же относится к власти. Она – не объект, не статус, но живой процесс, который нужно прожить лично. Власть есть глагол в повелительном наклонении. Преображать! Творить! Совершать то, за что не будет стыдно ни себе ни грядущим поколениям!
Мы не можем не оказывать влияния. Нет способа отказаться от власти, за исключением полного отшельничества. Невозможно уклониться от контактов. Избежать желаний и поступков. Круги от любого действия бесконечны и расходятся по вселенной, формируя причудливый рисунок причин и следствий. Каждый шаг и каждое слово рождают новую реальность. Означает ли это, что мы – творящие мир боги? Или управляющие мирозданием силы играют с нами, дозволяя на миг почувствовать себя всемогущими избранниками судьбы?
Что еще почитать о личности и власти:
М. Веллер «Все о жизни»
Л. Гумилев «Струна истории»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
А. Минделл «Сидя в огне»
Э. Эбарра «Обретая Я»
К. Г. Юнг «Вотан»